Рост числа погибших на пожарах фиксируется в Хасанском районе Приморье. Не только хроническая "острая финансовая недостаточность" поселков, но и банальное легкомыслие приводит к тому, что в огне гибнут люди. Где-то местные жители просто не знают, как действовать при пожаре, где-то пожарные не успевают прибыть вовремя к месту возгорания из-за разбитых дорог, а где-то власти привыкли жить по старому принципу "пока гром не грянет - мужик не перекрестится". О ситуации с противопожарной защищенностью Хасанского района в интервью корр. РИА PrimaMedia рассказал начальник отдела надзорной деятельности Хасанского муниципального района управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Приморскому краю Олег Неглядов.
- Олег Иванович, какая ситуация по пожарам складывается на сегодняшний день в Хасанском районе?
- Хотя на сегодняшний день на территории Хасанского района зафиксировано снижение количества пожаров, одновременно с этим наблюдается рост числа погибших на пожарах. Гибнут не только взрослые, но и дети. Так, в первом полугодии 2013 года погибло двое детей на железнодорожной станции Рязановке, а в первом полугодии 2012 года - двое детей в Андреевке (всего в первой половине прошлого года на пожарах погибли трое, в первой половине текущего года - четверо человек). Такие трагедии зачастую происходят из-за незнания гражданами элементарных правил пожарной безопасности. Детей нередко оставляют без присмотра.
Нашим отделом надзорной деятельности в связи с этим усилена профилактическая работа. Инспекторы надзорной деятельности регулярно проводят рейды, инструктируют и обучают граждан по месту их работы. Неработающих граждан мы обучаем через средства массовой информации. Кроме того, совместно с представителями органов местного самоуправления и сотрудниками полиции обходим места проживания неблагополучных семей, наиболее склонных к нарушениям требований пожарной безопасности.
- Удовлетворены ли взаимодействием с властями конкретных поселков?
- К сожалению, органы местного самоуправления не всегда уделяют данной проблематике должное внимание. В то же время, замечу, в соответствии с федеральным законодательством ответственность в части обучения граждан возложена именно на муниципалитеты. Однако, как показывает практика, местные власти инструктажи граждан практически не проводят. В феврале мы направили письма в адрес главы Хасанского муниципального района, глав городских и сельских поселений, в которых напомнили им о возложенных на них обязанностях. Однако майская проверка показала, что органы местного самоуправления по-прежнему относятся к исполнению этих полномочий спустя рукава. Лишь в некоторых поселениях реально проводился какой-то инструктаж, и то - обучили по пять-10 человек, и все.
Мы не только выписываем предписания, но и инициируем привлечение к административной ответственности тех должностных лиц, кто пренебрегает своими обязанностями. Наказываются, в частности, образовательные учреждения и главы поселений. Уже предъявлено к исполнению штрафов на общую сумму порядка 6,5 млн рублей, уплачено порядка 2,1 млн.
- Очень важен временной промежуток, в течение которого экипаж прибывает на место пожара. Дороги в Хасанском районе, к сожалению, далеки от совершенства. Где складывается наиболее острая ситуация с этой точки зрения?
- Прежде всего обращу ваше внимание на подъездной путь к поселку Витязь, где проживает 151 человек. Отдел надзорной деятельности уже на протяжении 5 лет ежегодно выдает предписания по ремонту данной автодороги главе Зарубинского городского поселения, одновременно направляя информацию в адрес главы Хасанского района. Однако качество дороги, если это вообще можно назвать дорогой, остается ужасным. Речь идет об участке между Андреевкой и самим Витязем. Согласно федеральному закону, подразделения пожарной охраны в сельской местности должны сосредотачиваться таким образом, чтобы они могли прибыть на место пожара в течение максимум 20 минут. Понятно, что данная дорога никак не позволяет своевременно прибыть в поселок ни пожарным подразделениям, ни другим экстренным службам. После дождей там проехать не просто сложно, но опасно для самих экипажей пожарных автомобилей: дороги фактически нет - сплошные ручьи, глина и камни. Машина, конечно, в итоге все равно доберется до места, но своевременно оказать помощь уже не успеет. Скажу больше: прямо в поселке Витязь находится школа, где обучаются дети начальных классов… Я неоднократно поднимал этот вопрос на совете глав муниципальных образований Хасанского района и на комиссии по чрезвычайным ситуациям, однако он до сих пор не решен. Не определена ответственность тех или иных органов власти - то есть ни глава Зарубино, ни глава района никак не могут разобраться, чей это кусок дороги и кто, соответственно, должен его содержать. По этой причине не ведется никакого ремонта. Могу напомнить, что около 4 лет назад в Витязе случился пожар, в котором погиб ребенок. Пожарная машина в поселок прибыла, но было уже поздно.
- "Спасение утопающих - дело самих утопающих"?
- 2 года назад был принят федеральный закон о добровольной пожарной охране. Мы предлагали главе Хасанского района Александру Нарыжному создать в Витязе добровольную пожарную команду: раз доехать туда проблематично, можно попробовать решать проблемы прямо на месте, своими силами. Тем более что Хасанский район получил от МЧС пожарную технику, автоцистерны имеются в наличии. Но на сегодняшний день это предложение так и не воплощено. Машины по-прежнему стоят в Зарубино, какие-то сложности возникают в оформлении… Буквально на днях этот вопрос поднимался на очередном совещании, где присутствовали и глава района, и глава Зарубино, но в итоге пришли к тому, что машина будет базироваться в Витязе не раньше третьего квартала текущего года.
Мы, со своей стороны, стараемся заострить внимание муниципальных органов на том, чтобы они оказывали содействие, создавали стимулы для участия граждан в добровольной пожарной охране - то есть предусматривали какие-то льготы или социальные гарантии для тех, кто согласен этим заниматься в свободное от работы время.
- Помимо Витязя, есть другие подобные точки, до которых нереально добраться в течение положенного времени?
- В плохом состоянии находится дорога на Безверхово. К тому же данное поселение - безводное, то есть там нет противопожарного водоснабжения, а есть только естественный водоисточник - море. То же самое относится к соседнему Перевозному, входящему в состав Безверховского сельского поселения.
Самый отдаленный населенный пункт района - Хасан. Уже 2 года ведется работа по созданию в поселке добровольной пожарной команды, потому что там нет ни федеральной противопожарной службы, ни краевой. Однако добровольная команда в Хасане пока не функционирует, хотя соответствующая техника тоже была получена. Это общая для всего района проблема: главы затягивают решение вопросов, не относятся к ним с должным пониманием и вниманием, а ценой такого легкомыслия становятся человеческие жизни.
- Что можно сказать об учреждениях образования и здравоохранения?
- В школах какая-то работа ведется: действует краевая целевая программа "Пожарная безопасность", мы тоже активно работаем. А вот больницы, которые сейчас замыкаются на краевые органы власти, - просто в ужасном состоянии. Они не защищены автоматической пожарной сигнализацией. Хотя там проводятся учения, где-то что-то начинают исправлять, но… Недостаточное количество первичных средств пожаротушения говорит само за себя. Отсутствуют, в частности, средства индивидуальной защиты органов дыхания для персонала (ведь именно персоналу приходится больше всего двигаться в условиях задымления - выводить наружу больных, спасать имущество до прибытия пожарных). Здания не ремонтируются, электропроводка часто требует замены, персонал не знает своих действий при пожаре.
- Находят ли ваши тревоги понимание у районных властей?
- Последние совещания показывают, что у района нет полномочий, нет финансовых средств, да и, как мне представляется, нет большого желания идти нам навстречу в устранении недостатков и решении тех или иных проблем.
Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, администрация Хасанского района Приморья "горит на работе". Власть не особо заботится о соблюдении элементарных требований пожарной безопасности, оплачивая при этом миллионные штрафы.