ВЛАДИВОСТОК, 13 декабря, PrimaMedia. Долгое время Владивостокский морской рыбный порт находился в состоянии неопределенности, связанном со сменой владельцев. В 2004 году акции ВМРП консолидировала в своих руках московская инвестиционная компания "ЕвразФинанс". Был назначен новый руководитель, обозначены приоритетные направления развития. О проблемах и успехах порта, о специфике управления региональными предприятиями московскими менеджерами "К" рассказал генеральный директор ВМРП Дмитрий ЖУЛАНОВ.
- Дмитрий Викторович, как так получилось, что успешный столичный менеджер отправился руководить кризисным предприятием в другом конце страны?
- Дело в том, что у инвестиционной компании "ЕвразФинанс", где я работал до приезда во Владивосток, есть интересы в различных проектах. В последнее время компания активно развивает лесопереработку. При этом для обеспечения дальнейшего роста этого направления требовалась портовая инфраструктура, способная обеспечить переработку, прежде всего, собственных грузов компании. В итоге было принято решение войти в бизнес уже существующего порта на Дальнем Востоке - Владивостокского морского рыбного порта. В августе 2004 года на аукционе мы купили пакет акций ОАО "Владморрыбпорт" и в дальнейшем довели его до контрольного. Управлять новым предприятием совет директоров порта назначил меня. На мой взгляд, новый собственник - компания "ЕвразФинанс", - имевший большинство мест в совете директоров, поступил совершенно логично, выдвинув на эту должность своего менеджера.
- Рыбный порт - специфическое предприятие. До приезда во Владивосток у вас уже был опыт управления подобной структурой?
- Я и сейчас веду несколько проектов, связанных с портовой деятельностью, в основном в европейской части страны. Так что определенный опыт управления портами у меня есть. Но я, пожалуй, не соглашусь, что Владивостокский рыбный порт - очень своеобразная структура. Раньше, когда рыба занимала почти 100% в его грузообороте, он таким, может, и был. Но в последние годы порт стал достаточно универсальным перегрузочным комплексом, и рыба занимает порядка 10-15% от общего грузооборота. Конечно, нам досталось некоторое специфичное наследие от старых времен, например, малотоннажные краны, неэффективное расположение складов и т.д. Но на то нас сюда и приглашали, чтобы привести
производственную структуру порта в соответствие с грузооборотом.
Из Москвы виднее
- В последнее время некоторыми приморскими компаниями стали управлять москвичи. Это тенденция, здесь нет своих квалифицированных управленцев?
- В чем-то это предположение справедливо, хотя так происходит не везде. Все же многими крупными приморскими компаниями управляют местные менеджеры. Но нужно признать, что владельцы многих крупных компаний, как правило, живут в Москве и приглашают руководить предприятиями, по крайней мере, на первых порах, знакомых им людей. Ничего плохого в этом не вижу. Столица дает колоссальный опыт, связи, знакомства. Но, конечно, деньги сейчас зарабатываются в регионах, хотя управление все же осуществляется из Москвы.
Вообще в России менеджеры стали более мобильными. Раньше переезд из одного города в другой был если и не трагедией, то, по крайней мере, серьезным шагом. Хотя весь мир уже давно живет по другому принципу. В США переехать из Атланты в Чикаго не составит труда, т.к. повсюду стандартные условия работы, проживания, отдыха и сервиса. Сейчас к этому приходит и Россия. Менеджеры стали достаточно мобильными и свободно передвигаются по всей территории страны.
- А в чем выгода непосредственно для собственника в приглашении менеджеров со стороны?
- Речь идет, прежде всего, о снижении рисков. У собственников уже есть представление о том, на что человек способен, что от него ожидать. Пока, к сожалению, не так жестко прописан определенный стандарт управления компаниями, и зачастую он строится на неких понятийных основах. Ясно, что владельцы, привыкшие к определенному стандарту управления, создают вокруг себя команду, которая будет работать именно в их стиле. Поэтому всегда легче назначить своего человека, нежели выстраивать команду "с нуля" да еще в неизвестном регионе. Хотя знания местной специфики и связи зачастую играют большую роль.
- До вашего прихода порт долгое время находился в напряженном состоянии. Как после всего этого в коллективе восприняли ваше появление?
- Понятно, что сегодня в регионах есть некий квасной патриотизм и всех иногородних воспринимают осторожно, с некоторым внутренним чувством отторжения. Возможно, подобное было и здесь, хотя я, честно говоря, особо этого не заметил. Сейчас сложились нормальные, рабочие отношения. Я со своей командой стараюсь не подводить коллектив. Сейчас важно, прежде всего, обеспечить работников стабильным заработком. А если люди исправно получают за свой труд достойное вознаграждение, то каких-то мелких проблем или вопросов, как правило, не возникает.
От рыбы к машинам
- С какими проблемами столкнулись, возглавив предприятие?
- Основной проблемой была кадровая чехарда, связанная с предыдущей сменой собственников. Увольнялись классные специалисты, профессионалы, десятки лет проработавшие в порту, а на их места назначались сватья-братья.
- Полтора года назад вы получили в управление рыбный порт, который занимался всем чем угодно, кроме рыбы. Что представляет собой порт сегодня?
- Несмотря ни на что, рыба и металлолом остаются традиционными грузами. Однако структура грузопотока меняется и довольно серьезно. Более чем в два раза увеличился объем обработки контейнеров. В планах довести его до 100 тысяч условных контейнеров в год. Для этого есть все возможности, сейчас ведется реконструкция причалов, покупаем новые краны. В этом году получили разрешение от таможенной службы и начали работать с автомобилями. Возрос объем переработки леса. Занимаемся реконструкцией портовой нефтебазы. В ближайшие месяцы будет установлена новая береговая очистная станция, кстати, единственная в бухте Золотой Рог. Кроме того, мы купили компанию, которая занимается очисткой льяльных и замазученных вод с судов, находящихся в бухте. Таким образом, замыкаем технологическую цепочку полной обработки грузов. Вообще стараемся войти в ряд бизнесов, от которых зависит грузооборот.
- А загружать порт рыбой не планируете?
- Как таковой рыбой мы не занимаемся. Мы все же перегрузочный комплекс. В настоящее время свой холодильник мы сдаем в аренду. Пока работой вполне довольны: рыбаки ловят, мы перегружаем. На сегодняшний день нас устраивает такое партнерство. Сейчас совместно с нашими партнерами прорабатываем вопрос о запуске холодильника, который был выведен из эксплуатации полтора года назад. Если будет спрос, то технически к пуску мы готовы.
- Каким видите будущее предприятия?
- По нашим планам, это будет универсальный порт с годовым грузооборотом до 5 миллионов тонн. Основная сложность для нас на сегодняшний день - это железнодорожная составляющая. Сейчас станция Чуркин лимитирована по серьезному увеличению грузопотока, а, кроме нас, здесь есть еще и другие пользователи железнодорожных услуг. Так что довольно остро стоит вопрос о модернизации самой станции.
- Как относитесь к обязательной декларации рыбной продукции в рыбных портах?
- С эгоистичной точки зрения - как директор рыбного порта, конечно, положительно, т.к. грузопоток пойдет к нам. Но в этой схеме много "за" и "против", причем с обеих сторон аргументы довольно серьезные. Наверное, борьбу с контрабандой можно вести и другими методами. Кстати, многие крупные рыбные компании и сами уже заинтересованы в наведении порядка на рынке и предпринимают в этом направлении активные действия.
Один в городе
- А как семья восприняла весть о переезде во Владивосток?
- Совершенно нормально, потому что родные остались в Москве. Жена учится в МГУ, сын - в госуниверситете управления. К тому же я достаточно много времени провожу в столице, так что домашние не успевают соскучиться.
- Обычно люди стремятся перебраться из провинции в Москву. Что двигало вами, когда соглашались переехать в другой конец страны?
- Мне предложили достаточно интересный проект по реконструкции рыбного порта, по созданию нормального современного предприятия. Т.е. проект, который можно воспринимать как нормальный профессиональный вызов. Когда тебе дается возможность что-то сделать, да еще и, что называется, при жизни увидеть результаты своих трудов, это довольно заманчиво. С владельцами порта была согласована понятная стратегия развития и определены инвестиционные ресурсы для ее реализации. Так что я с удовольствием взялся за дело.
- Насколько, на ваш взгляд, руководитель крупного предприятия должен быть политиком? Или же общение с властью стоит оставлять собственникам бизнеса?
- Универсальным рецептом не поделюсь. Конечно, это дело собственника, но если он решит передать такие полномочия менеджеру, то с властью будет общаться руководитель компании. А о влиянии власти на бизнес сейчас не рассуждает только ленивый. Кстати, многие проблемы порта были решены после личного вмешательства губернатора, за что мы ему благодарны.