Польза и вред. Хлеб
19 июня, 14:20
Камчатка 19 июня: первая русская кругосветка
19 июня, 08:50
Польза и вред. Щавель
17 июня, 14:20
Камчатка 17 июня: отделение Камчатки от Приморья в 1909 году и день рождения художника
17 июня, 08:50
Первый созыв Думы Корякского автономного округа (1994–1996 гг.): начало
16 июня, 11:00
Камчатка 16 июня: Первый беспосадочный рейс Москва – Петропавловск-Камчатский
16 июня, 08:50
Вахта Победы: Шахтёрам из Забайкалья вручили Красное Знамя Комитета Обороны и 45 тыс. руб.
15 июня, 21:00
"Никто не хотел умирать": воспоминания очевидца о Курильском десанте
15 июня, 11:00
Камчатка 15 июня: строительство Театра и кругосветка шлюпов "Синявин" и "Моллер"
15 июня, 08:50
Польза и вред. Жимолость
14 июня, 14:20
Камчатка 14 июня: парусное судно "Америка" и День рождения Камчатской таможни
14 июня, 08:50
Камчатка 13 июня: Тяньцзинский трактат и обучение грамоте в Хайрюзово
13 июня, 08:50
Польза и вред. Чёрный чай
12 июня, 14:20
Закон о предоставлении льгот по оплате капремонта пенсионерам старше 70-80 лет
12 июня, 11:00
Камчатка 12 июня: неудачный теплоход, открытие онкодиспансера и почетное звание Топоркова
12 июня, 08:50

Дмитрий Жуланов: "Деньги делают в регионах, но управляют из Москвы"

Генеральный директор ОАО "Владивостокский морской рыбный порт" - о проблемах и успехах порта в интервью газете «Конкурент»
14 декабря 2006, 03:15 Общество

ВЛАДИВОСТОК, 13 декабря, PrimaMedia. Долгое время Владивостокский морской рыбный порт находился в состоянии неопределенности, связанном со сменой владельцев. В 2004 году акции ВМРП консолидировала в своих руках московская инвестиционная компания "ЕвразФинанс". Был назначен новый руководитель, обозначены приоритетные направления развития. О проблемах и успехах порта, о специфике управления региональными предприятиями московскими менеджерами "К" рассказал генеральный директор ВМРП Дмитрий ЖУЛАНОВ.

- Дмитрий Викторович, как так получилось, что успешный столичный менеджер отправился руководить кризисным предприятием в другом конце страны?

- Дело в том, что у инвестиционной компании "ЕвразФинанс", где я работал до приезда во Владивосток, есть интересы в различных проектах. В последнее время компания активно развивает лесопереработку. При этом для обеспечения дальнейшего роста этого направления требовалась портовая инфраструктура, способная обеспечить переработку, прежде всего, собственных грузов компании. В итоге было принято решение войти в бизнес уже существующего порта на Дальнем Востоке - Владивостокского морского рыбного порта. В августе 2004 года на аукционе мы купили пакет акций ОАО "Владморрыбпорт" и в дальнейшем довели его до контрольного. Управлять новым предприятием совет директоров порта назначил меня. На мой взгляд, новый собственник - компания "ЕвразФинанс", - имевший большинство мест в совете директоров, поступил совершенно логично, выдвинув на эту должность своего менеджера.

- Рыбный порт - специфическое предприятие. До приезда во Владивосток у вас уже был опыт управления подобной структурой?

- Я и сейчас веду несколько проектов, связанных с портовой деятельностью, в основном в европейской части страны. Так что определенный опыт управления портами у меня есть. Но я, пожалуй, не соглашусь, что Владивостокский рыбный порт - очень своеобразная структура. Раньше, когда рыба занимала почти 100% в его грузообороте, он таким, может, и был. Но в последние годы порт стал достаточно универсальным перегрузочным комплексом, и рыба занимает порядка 10-15% от общего грузооборота. Конечно, нам досталось некоторое специфичное наследие от старых времен, например, малотоннажные краны, неэффективное расположение складов и т.д. Но на то нас сюда и приглашали, чтобы привести

производственную структуру порта в соответствие с грузооборотом.

Из Москвы виднее

- В последнее время некоторыми приморскими компаниями стали управлять москвичи. Это тенденция, здесь нет своих квалифицированных управленцев?

- В чем-то это предположение справедливо, хотя так происходит не везде. Все же многими крупными приморскими компаниями управляют местные менеджеры. Но нужно признать, что владельцы многих крупных компаний, как правило, живут в Москве и приглашают руководить предприятиями, по крайней мере, на первых порах, знакомых им людей. Ничего плохого в этом не вижу. Столица дает колоссальный опыт, связи, знакомства. Но, конечно, деньги сейчас зарабатываются в регионах, хотя управление все же осуществляется из Москвы.

Вообще в России менеджеры стали более мобильными. Раньше переезд из одного города в другой был если и не трагедией, то, по крайней мере, серьезным шагом. Хотя весь мир уже давно живет по другому принципу. В США переехать из Атланты в Чикаго не составит труда, т.к. повсюду стандартные условия работы, проживания, отдыха и сервиса. Сейчас к этому приходит и Россия. Менеджеры стали достаточно мобильными и свободно передвигаются по всей территории страны.

- А в чем выгода непосредственно для собственника в приглашении менеджеров со стороны?

- Речь идет, прежде всего, о снижении рисков. У собственников уже есть представление о том, на что человек способен, что от него ожидать. Пока, к сожалению, не так жестко прописан определенный стандарт управления компаниями, и зачастую он строится на неких понятийных основах. Ясно, что владельцы, привыкшие к определенному стандарту управления, создают вокруг себя команду, которая будет работать именно в их стиле. Поэтому всегда легче назначить своего человека, нежели выстраивать команду "с нуля" да еще в неизвестном регионе. Хотя знания местной специфики и связи зачастую играют большую роль.

- До вашего прихода порт долгое время находился в напряженном состоянии. Как после всего этого в коллективе восприняли ваше появление?

- Понятно, что сегодня в регионах есть некий квасной патриотизм и всех иногородних воспринимают осторожно, с некоторым внутренним чувством отторжения. Возможно, подобное было и здесь, хотя я, честно говоря, особо этого не заметил. Сейчас сложились нормальные, рабочие отношения. Я со своей командой стараюсь не подводить коллектив. Сейчас важно, прежде всего, обеспечить работников стабильным заработком. А если люди исправно получают за свой труд достойное вознаграждение, то каких-то мелких проблем или вопросов, как правило, не возникает.

От рыбы к машинам

- С какими проблемами столкнулись, возглавив предприятие?

- Основной проблемой была кадровая чехарда, связанная с предыдущей сменой собственников. Увольнялись классные специалисты, профессионалы, десятки лет проработавшие в порту, а на их места назначались сватья-братья.

- Полтора года назад вы получили в управление рыбный порт, который занимался всем чем угодно, кроме рыбы. Что представляет собой порт сегодня?

- Несмотря ни на что, рыба и металлолом остаются традиционными грузами. Однако структура грузопотока меняется и довольно серьезно. Более чем в два раза увеличился объем обработки контейнеров. В планах довести его до 100 тысяч условных контейнеров в год. Для этого есть все возможности, сейчас ведется реконструкция причалов, покупаем новые краны. В этом году получили разрешение от таможенной службы и начали работать с автомобилями. Возрос объем переработки леса. Занимаемся реконструкцией портовой нефтебазы. В ближайшие месяцы будет установлена новая береговая очистная станция, кстати, единственная в бухте Золотой Рог. Кроме того, мы купили компанию, которая занимается очисткой льяльных и замазученных вод с судов, находящихся в бухте. Таким образом, замыкаем технологическую цепочку полной обработки грузов. Вообще стараемся войти в ряд бизнесов, от которых зависит грузооборот.

- А загружать порт рыбой не планируете?

- Как таковой рыбой мы не занимаемся. Мы все же перегрузочный комплекс. В настоящее время свой холодильник мы сдаем в аренду. Пока работой вполне довольны: рыбаки ловят, мы перегружаем. На сегодняшний день нас устраивает такое партнерство. Сейчас совместно с нашими партнерами прорабатываем вопрос о запуске холодильника, который был выведен из эксплуатации полтора года назад. Если будет спрос, то технически к пуску мы готовы.

- Каким видите будущее предприятия?

- По нашим планам, это будет универсальный порт с годовым грузооборотом до 5 миллионов тонн. Основная сложность для нас на сегодняшний день - это железнодорожная составляющая. Сейчас станция Чуркин лимитирована по серьезному увеличению грузопотока, а, кроме нас, здесь есть еще и другие пользователи железнодорожных услуг. Так что довольно остро стоит вопрос о модернизации самой станции.

- Как относитесь к обязательной декларации рыбной продукции в рыбных портах?

- С эгоистичной точки зрения - как директор рыбного порта, конечно, положительно, т.к. грузопоток пойдет к нам. Но в этой схеме много "за" и "против", причем с обеих сторон аргументы довольно серьезные. Наверное, борьбу с контрабандой можно вести и другими методами. Кстати, многие крупные рыбные компании и сами уже заинтересованы в наведении порядка на рынке и предпринимают в этом направлении активные действия.

Один в городе

- А как семья восприняла весть о переезде во Владивосток?

- Совершенно нормально, потому что родные остались в Москве. Жена учится в МГУ, сын - в госуниверситете управления. К тому же я достаточно много времени провожу в столице, так что домашние не успевают соскучиться.

- Обычно люди стремятся перебраться из провинции в Москву. Что двигало вами, когда соглашались переехать в другой конец страны?

- Мне предложили достаточно интересный проект по реконструкции рыбного порта, по созданию нормального современного предприятия. Т.е. проект, который можно воспринимать как нормальный профессиональный вызов. Когда тебе дается возможность что-то сделать, да еще и, что называется, при жизни увидеть результаты своих трудов, это довольно заманчиво. С владельцами порта была согласована понятная стратегия развития и определены инвестиционные ресурсы для ее реализации. Так что я с удовольствием взялся за дело.

- Насколько, на ваш взгляд, руководитель крупного предприятия должен быть политиком? Или же общение с властью стоит оставлять собственникам бизнеса?

- Универсальным рецептом не поделюсь. Конечно, это дело собственника, но если он решит передать такие полномочия менеджеру, то с властью будет общаться руководитель компании. А о влиянии власти на бизнес сейчас не рассуждает только ленивый. Кстати, многие проблемы порта были решены после личного вмешательства губернатора, за что мы ему благодарны.

722
43
37