ВЛАДИВОСТОК, 6 декабря, PrimaMedia. Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) предлагает временно, на 2007 год, прекратить государственное регулирование тарифов на погрузочно-разгрузочные работы в морских портах Дальнего Востока.
Об этом газете «Гудок» заявил заместитель руководителя ФАС России Анатолий ГОЛОМОЛЗИН, отметивший, что «ведомство поддержало инициативу своего Приморского управления и внесло соответствующее предложение на рассмотрение Федеральной службы по тарифам».
«Мониторинг конкурентной среды в портах Дальневосточного бассейна показывает, что там существует реальная конкуренция между различными стивидорными компаниями. Она создает возможности для снижения ряда тарифов на 25 - 30%, - сказал замглавы ФАС. - В связи с этим можно внести изменения в сфере регулирования тарифов, оставив за государством лишь право определять ставки за аренду причалов и гидротехнических сооружений».
Заместитель начальника управления регулирования транспорта Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Андрей ХВОСТУНКОВ подтвердил, что «материалы ФАС ведомством получены и находятся в стадии рассмотрения». Чиновник затруднился ответить на вопрос, когда правление ФСТ примет решение по предложению коллег из антимонопольной службы.
Между тем руководитель Приморского управления ФАС Владимир ТАЛАНЦЕВ выразил уверенность, что ФСТ примет положительное решение по данному вопросу. «Многие стивидорные компании, работающие в дальневосточных морских портах, для привлечения на свои причалы дополнительных грузов в условиях жесткой конкуренции готовы на треть снизить тарифы на перевалку, но не могут этого сделать без разрешения государства», - пояснил ситуацию глава УФАС.
По данным Приморского УФАС, на территории Приморья действуют восемь крупных морских портов и более 100 компаний, оказывающих портовые услуги на причалах различных предприятий. Основным условием их деятельности является наличие причальной стенки. Причалы помимо таких крупных стивидорных компаний, как ОАО «Владивостокский морской торговый порт», ОАО «Восточный порт», ОАО «Находкинский морской торговый порт», ОАО «Владивостокский морской рыбный порт», имеют десятки предприятий и организаций края.
При этом, по словам Владимира Таланцева, услуги погрузки и разгрузки предлагают также организации, которые не имеют статуса порта. У предприятий, в чьи хозяйственные дела на причалах государство не вмешивается, тарифы на погрузоразгрузочные работы, как правило, ниже, чем в официальных морских портах. Многие грузоотправители предпочитают иметь дело с ними.Но у последних, отметил руководитель УФАС, «отсутствует и контроль со стороны государства за их деятельностью, никто не следит за соблюдением безопасности, выполнением технологических процессов, и если что случится - то крайних не найти». Как подчеркнул руководитель УФАС, «такое положение дел порождает нездоровую конкуренцию, ибо предприятия с одинаковой деятельностью поставлены в неравноценные условия».
Президент Союза российских судовладельцев (СОРОСС) Михаил РОМАНОВСКИЙ сказал, что российские судовладельцы давно ждут снижения уровня тарифов и портовых сборов в дальневосточных портах. «Приведу лишь один пример, - сказал глава СОРОССа. - В порту Восточный за заход контейнеровоза нужно заплатить ФГУП «Росморпорт» $29 тысяч. А в южнокорейском порту Пусан за такое же судно берут $9 тысяч.».
В департаменте по связям с общественностью металлургической группы компаний «Мечел» (владеет портом Посьет в Приморье) сообщили, что если решение о прекращении госрегулирования тарифов будет принято, то экспорт металлопродукции через порт увеличится как минимум в два раза. «Порт снизит уровень тарифов, и это позволит минимизировать потери из-за роста расходов на железнодорожные перевозки стали и проката», - считают в группе.
В службе грузовых перевозок Дальневосточной железной дороги отметили, что при реализации тарифной инициативы ФАС можно прогнозировать увеличение объемов перевозок по магистрали и по Транссибу в целом.