По сообщениям федеральных СМИ, наиболее тяжелая ситуация сложилась в Алтайском крае. Там АЗС с субботы резко ограничили продажу бензина, автозаправочные станции двух крупнейших региональных операторов рынка - компаний "Газпром нефть" и "Роснефть" - отпускают только по 20 литров бензина на машину для владельцев дисконтных карт, на других АЗС края продажа топлива остановлена. В самих компаниях данную информацию опровергают. На независимых автозаправках бензина нет вовсе, их владельцы объясняют это ограничением поставок со стороны нефтекомпаний.
"Наиболее неблагоприятная ситуация складывается в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине и Алтайском крае. При таком раскладе в ближайшие дни многие регионы могут остаться без топлива", - поясняет президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, упомянув в группе риска и Москву.
Как сообщила РИА PrimaMedia пресс-секретарь ООО "РН-Востокнефтепродукт" (Роснефть) Виктория Югай, во всех регионах присутствия компании (Приморский, Хабаровский, Камчатский, Забайкальский край, Сахалинская и Амурская область) поставки нефтепродуктов в розницу осуществляются в полном объеме, и никакого дефицита не наблюдается.
"Ситуация на Сахалине такая же, как и везде. Информация, которую растиражировали СМИ, недостоверна, - сказала представитель компании. - Поставки независимым операторам также идут в плановом порядке".
"Сегодня дефицита топлива мы не наблюдаем, - подтвердил Валерий Евдокимов, заместитель генерального директора приморской сети АЗС Benzo, закупающей топливо у "Роснефти". – Дальнейшее развитие ситуации зависит от наших поставщиков".
Руководитель пресс-службы НК "Альянс" Андрей Румянцев сообщил РИА PrimaMedia, что АЗС компании (сбытовая сеть НК распространяется на Приморский и Хабаровский край, Амурскую область) недостатка в топливе тоже не испытывают.
"Мы полностью обеспечиваем себя своим топливом, - сказал он. – Хабаровский НПЗ в апреле нарастил ежедневные объемы переработки, планируется дальнейшее увеличение. Завод полностью обеспечивает сбыт компании. Но дефицит топлива у независимых операторов, если таковой возникнет, мы своими мощностями, к сожалению, покрыть уже не сможем".
Следует отметить, что с 14 апреля ОАО "Приморнефтепродукт", входящий в структуру НК "Альянс", незначительно подняло цены на АЗС Владивостока: литр 92-го на одной из заправок в центре города стоит порядка 26,5 рублей, 95-го - 27,9 рублей, ДТ – 25,9 рублей.
На АЗС Роснефти цены пока держатся на прежнем уровне.
Реагируя на ситуацию в нескольких российских регионах, глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев вчера заявил, что усматривает в поведении нефтяных компаний признаки нарушения антимонопольного законодательства, в частности, наличие картельного сговора. В свою очередь, премьер-министр Владимир Путин дал задание компетентным ведомствам доложить ему о причинах возникшего в регионах России дефицита на рынке топлива.
По словам экспертов, ситуация стала ухудшаться после выступления Владимира Путина, заявившего о необходимости снижения цен на топливо и авиакеросин. В результате поставки топлива на внутренний рынок стали резко сокращаться, а экспорт расти. Сегодня, по некоторым оценкам, на экспорт поставляется от 70 до 80% нефтепродуктов, производимых в стране. Если ситуация не разрешится, то, по прогнозам частных операторов, пострадавшим от прекращения поставок со стороны крупных нефтекомпаний, простым покупателям стоит ожидать либо рост цены на 4-5 рублей, либо очередей на АЗС.
Напомним, месяцем ранее руководитель пресс-службы НК "Альянс" Андрей Румянцев на встрече с журналистами во Владивостоке сообщил, что призыв Правительства снизить цены заставляет нефтяную компанию терпеть убытки. По его словам, "справедливая" цена бензина, при которой НК "Альянс" может сохранять однопроцентную рентабельность, по состоянию на март для Приморья составляла 32 рубля.