Официально в Приморском крае на сегодняшний день зарегистрировано шесть портов — Владивосток, Находка, Восточный, Посьет, Зарубино и Ольга. Также в крае расположено шесть грузовых терминалов и столько же рыбных. Еще несколько крупных компаний изъявили желание построить терминалы по перевалке различных природных ресурсов и продуктов их переработки. Газета "Конкурент" рассказывает, как изменится портовая карта Приморья и кто будет контролировать грузопотоки.
Владивосток
Наибольшую силу в приморской столице имеют два оператора — ОАО "Владивостокский морской торговый порт" и ОАО "Владивостокский морской рыбный порт". Первый недавно официально перешел во власть группы "Сумма", подконтрольной известному бизнесмену Зиявудину Магомедову. Актив был приобретен вместе с покупкой контрольного пакета акций ОАО "ДВМП". Для "Суммы" вхождение в ВМТП имеет стратегическое значение: ведь компания Магомедова недавно схлестнулась с государственной "Транснефтью" за контроль над крупнейшим в стране портом - Новороссийским. В свете этого ВМТП выглядит лакомым запасным аэродромом, у которого тем более есть свои планы по развитию зернового терминала. А проложить "зерновой" коридор из России в АТР. как известно, мечта Магомедова.
Во "Владивостокском рыбном порту" в последние годы все спокойно. Там укрепились как московские, так и офшорные структуры. Наибольшую долю в уставном капитале порта имеет московское ЗАО "Геотэкс" — 51,98%, на ASIAN METAL RESOURCES GROUP. INC (базируется в американском Сан-Диего) приходится 26%. Свое имеют известные приморские предприниматели - братья Алексей и Денис Сарана. Также присутствует в управлении владивостокское ООО "Пионер Логистик", которому принадлежит 27,23% обыкновенных акций.
Контроль над ОАО "Далькомхолод", самым большим холодильником на Дальнем Востоке, не собирается отдавать и предприниматель Руслан Кондратов. Уставный капитал "чуркинского холодильника" на 51% принадлежит панамской компании "СТАРАКВА С.А". Еще по 21% находятся в руках ООО "Акваинвест" и ООО "Аква-Ресурсы", имеющих отношение к Кондратову.
ОАО "Владивостокский морской порт Гайдамак" в прошлом году сменило владельца. Вместо приморских физлиц управление перешло к некой московской структуре. Однако название компании, а также имена истинных владельцев пока держатся в строжайшем секрете. По информации "К", новые владельцы намерены сосредоточиться на бункеровочном бизнесе.
Владивостокский морской порт "Первомайский" был создан на базе СРЗ, где, кстати, свой путь в большой бизнес начинал мэр Владивостока Игорь Пушкарев. В чьем ведении сейчас "Первомайский", выяснить не удалось, есть предположение, что его контролирует отколовшаяся часть менеджеров "Парк групп". По словам источников "К", порт сегодня занимается лишь докованием судов.

Порты Приморья. Фото: Автор фото: Газета "Конкурент"
Большой Камень
Кемеровская холдинговая компания "Сибирский деловой союз" (СДС) планирует построить терминал по перевалке 20 млн т угля в год в бухте Суходол. Собственная портовая компания холдинга - ООО "Морской порт Суходол* - была учреждена ЗАО ХК "Сибирский деловой союз" в декабре 2011 г. в селе Романовка Шкотовского района. По словам представителей компании, СДС приобрел землю под портовый терминал, в настоящее время идет подготовка проектно-сметной документации.
Тернейский район
Лесной порт Пластун является главными морскими воротами для экспорта продукции ОАО "Тернейлес".
Врангель
В "угольной" столице правит балом ОАО "Восточный порт". В прошлом году новым акционером стивидора стало ООО "Танси", которое приобретало госпакет размером 20% на аукционе. Позже акционерами стали четыре офшора, зарегистрированные на Британских Виргинских островах: Barkwood Alliance Ltd., Pelham Global Inc., Slinger Investments Ltd. и Bordave Select Inc. Все они получили по 5,87% голосующих акций. Контрольным пакетом порта владеет "Истерн Стивидоринг Холдингз Лимитед", имеющая отношение к угольной компании "Кузбассразрезуголь".
ООО "Спецморнефтепорт Козьмино" входит в компанию "Транснефть". Конечная точка строящегося трубопровода ВСТО.
ООО "Восточная стивидорная компания", один из самых крупных контейнерных терминалов на Дальнем Востоке, принадлежит Global Ports. В декабре прошлого года 37,5% акций Global Ports купил АРМ Terminals, портовое подразделение судовой компании А. P. Moller-Maersk. АРМ Terminals заплатила 860 млн долларов основному акционеру - холдингу TIHLTransportation Investments Holding Limited, чтобы стать вторым контролирующим акционером Global Ports. Теперь TIHL, входящая группу компаний "Н-Транс" и на 95,08% принадлежащая ее менеджерам Константину Николаеву. Андрею Филатову и Никите Мишину, остается владельцем только 37,5% пакета акций оператора.
Находка
ОАО "ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт" прожило прошлый год спокойно, потому что крепко связано со своим главным акционером — "ЕВРАЗ Груп". Контролирует группу миллиардер Александр Абрамов. По информации "К", в порту группой предусматривается создание единого технологического комплекса по перевалке угля. Объем инвестиций составит не менее 1 млрд руб.
ОАО "Находкинский морской рыбный порт" принадлежит Дальневосточной транспортной группе (г. Москва). Продавать ДВТГ данный актив не собирается, хотя все ее планы по превращению порта в контейнерный терминал провалились. Как рассказали "К" источники, москвичи не смогли договориться с южнокорейскими партнерами по финансовым вопросам.
Планы:
В ближайшее время здесь может появиться нефтеналивной порт, построенный "Роснефтью" в рамках реализации проекта ООО "Восточная нефтехимическая компания". А группа компаний "Аква-Ресурсы" планирует построить угольный терминал на мысе Астафьева на базе "Находкинской ЖБФ" с объемом перевалки 6 млн тонн.
Хасанский район
ОАО "Морской порт в бухте Троица" контролирует ООО "Транс Групп АС" и близкие ей компании - более 50% акций АО, ООО "Три Е" (Владивосток) принадлежит 10%. В прошлом году 35,21% акций на двоих приобрели ООО "Балтресурс" и ООО "Римант". Интересы данных структур совладают с планами группы "Сумма" Зиявудина Магомедова, который намерен там построить зерновой терминал стоимостью 8 млрд руб.
ОАО "Торговый порт Посьет" является удобным терминалом для вывоза угля, добытого на месторождениях предприятий, входящих в группу "Мечел" — "Якутуголь", Эльгинский комплекс и "Южный Кузбасс". "Паспортная" пропускная способность порта составляет 2,5 млн тонн угля в год, однако "Мечел-Трансу" (собственной транспортной компании "Мечела") удалось добиться годового грузооборота в более чем 4 млн тонн. По некоторой информации, "Мечел" собирается только увеличивать объемы перевалки.
Планы:
В бухте Перевозная ОАО "Газпром" хочет построить завод СПГ. Конкретный проект еще не готов, но уже известно, что сам терминал по транспортировке сжиженного газа разместится в миле от берега.