Первый российский победитель национального финала Nissan GT Academy-2012 вернулся во Владивосток. Правда, в приморской столице Марк Шульжицкий задержится ненадолго. Ведь уже в январе он выступит на одной из мировых автогонок "24 часа в Дубае". О трех месяцах, проведенных на треках трассы Сильверстоуна, о том, как получить лицензию пилота международного класса, как провести 24 часа на трассе в Дубае и о том, как из обычных геймеров делают настоящих гонщиков, владивостокский картингист рассказал РИА PrimaMedia.
- Я с детства люблю машины и с 8 лет занимаюсь картингом. Но про дорогу в большой спорт даже не мечтал: возможности расти просто не было. Ведь это требует больших вложений. И чем старше ты становишься, тем шансов все меньше и меньше. Но друг сказал о проекте GT Academy, и я решил рискнуть, - рассказывает Марк. – В онлайн отборе приняли участие более 30 тысяч человек, и я даже не рассчитывал, что мне удастся побороться за какое-то весомое место. Ведь сами понимаете, по ту сторону экрана – 30 тысяч опытных геймеров, многие из которых относятся к этому очень серьезно, не так, как я к игре. Но когда я попал в финал, я понял, что все не так плохо, - сказал картингист.
В качестве приза за победу Марк получил возможность пройти обучение по одной из наиболее продвинутых программ пилотирования спортивного болида "Driver Developmen", призванной повысить как физическую выносливость водителя, так и его навыки по управлению трековым авто. Ведь впереди – гонка "24 часа в Дубае".

Шульжицкий на GT Academy. Фото: Автор фото: Фото предоставлено администрацией Владивостока
- 24-часовые гонки – заезды, в первую очередь, на выносливость: не каждый сможет проехать два часа в машине, температура в салоне которой достигает +55°C, - говорит победитель виртуальной гонки. – Многие действительно не могли отжаться 30 раз или подтянуться 15. А инструкторы следили за каждым нашим движением. После национального финала "Академии" отобрали 14 лучших, и далеко не все из них были подготовлены. У меня, например, была картинговая подготовка, у кого-то – опыт езды в национальных автомобильных соревнованиях, кто-то вообще начинал с чистого листа. И я понял, что эта идея - GT Academy - работает! Ведь даже среди нас – победителей – был один из тех, кто впервые оказался на треке, и он дошел до финала. Вообще, среди нас всех был и такой парень, который вообще не умел ездить на "коробке". Ему дали время научиться, приспособиться.
В августе картингист вновь покинул Владивосток, чтобы пройти курс трехмесячного обучения, проведения тестовых заездов и участия в гонках национального чемпионата Англии Britcar GT, а также 24-часовой гонке на картингах, где пилот аттестовался и получил международную лицензию профессионального гонщика. Но это лишь середина пути. В прошлые годы гонщиков–победителей GT Academy готовили по полгода. Сейчас на это уделяют всего три месяца.

Участники GT Academy . Фото: Автор фото: Фото предоставлено администрацией Владивостока
- Мне повезло: со мной в доме жили победители различных соревнований из других стран, и мы тренировались вместе и быстрее росли. Ведь возникла живая здоровая конкуренция, когда каждый хочет быть быстрее другого. И мы постоянно прогрессировали. Один бы я не добился такого роста, - говорит Шульжицкий.
По телевизору гонка воспринимается как яркое, зрелищное, временами опасное шоу. Но на трассе визг колес, шум моторов и указания инструкторов смешиваются воедино, и напряжение гонщиков возрастает в десятки раз.
Те 130 км/ч, которые Марк выжимал на "Змеинке", не идут ни в какое сравнение с теми скоростями, которые развивал "тренировочный" Nissan 370Z GT4 с мотором в 430 "лошадей" и шестиступенчатой "коробкой".
- Каркас у нее очень легкий – весь пластиковый. Малейшее касание – и она сама разбирается по кругу: весь пластик отлетает. Да, это бесконтактный вид спорта. Не то, что можно у нас на "Змеинке" наблюдать, когда машины просто выносят друг друга, - смеется Марк.

Nissan 370Z. Фото: Автор фото: Фото предоставлено администрацией Владивостока
Тренировались участники гонок два раза в неделю. Оно и понятно: снять такую трассу, как комплекс Сильверстоуна, – дело не из дешевых. Прибавить к этому "расходники", например резину, которая на треке буквально "сгорает", и сумма получится достаточно крупной. Это не приморский дрифт, где пилоты за копейки покупают "классические" заднеприводные модели, "лохматых" годов, переделывал я их под себя своими же руками. Цена одной тренировочной машины на Сильверстоуне превышает 200 тысяч долларов.
Но, пожалуй, одним из самых сильных впечатлений стали даже не "заряженные" тачки и масштабы трека, а первый опыт ночной гонки.
- У меня с детства плохое зрение, и я очень переживал, что не пройду. Но нет, мне повезло: хватило какого-то мельчайшего зазора, чтобы пройти, - рассказывает пилот теперь уже международного класса. - Четырехчасовая ночная гонка в Донингтоне стала первым моим испытанием в темное время суток. Я никогда раньше не участвовал в длинных гонках, где есть пит-стопы, смена пилота и т.д. Я даже представить не мог, насколько это сложно. Машина имеет дополнительный свет, фары, но скорость настолько высокая, что ты просто не видишь, куда едешь. Днем ты смотришь широко: вправо, влево, а ночью видишь только пятно света перед собой и смотришь только на него, и от этого мозг просто кипит, и быстро ехать очень тяжело. За эти сутки я поспал всего два часа, да и как сказать поспал: подремал в холодной машине.

Марк Шульжицкий. Фото: Автор фото: Антон Балашов
Но подготовка к суточным гонкам – это не только обучение навыкам вождения и физическая подготовка. Обязательная, хоть и непривычная для российских пилотов, консультация психотерапевта не только настраивает пилота на нужный лад, но и помогает сосредоточиться. Ведь, приезжая на новую трассу, нет возможности попробовать ее – заезды начинаются сразу. И единственный способ пройти ее – увидеть ее в голове.
- Отдельным курсом нас обучали правильно смотреть, - рассказывает гонщик. – Об этом мало кто знает, особенно в России, но от того, как ты смотришь, зависит твое время на трассе. Если ты смотришь всегда в апекс (точку в повороте), доезжаешь до него и твое зрение все еще на ней, ты никогда не сможешь проехать поворот быстро. Нужно смотреть дальше, чем ты думаешь. Со мной в команде поедет Роман Русинов – многократный финалист самых разных гонок. Он обладает необходимой спортсмену выдержкой, и мне нужно быть таким же. Ведь в такой гонке, как "24 часа Дубай", просто доехать до финиша – уже хороший результат. Этот гонка больше не на скорость, а на выносливость.

Музей автомотостарины. Фото: Автор фото: Фото предоставлено приморской федерацией картинга
Освоиться в мире больших гонок Марку, как и многим другим, оказавшимся на треке такого уровня впервые, помогли симуляторы.
К примеру, к гонке на знаменитой Brands Hatch (трасса для автомотосоревнований, расположенная возле города Суэнли в графстве Кент - прим. ред.) приморский пилот подготовился именно так.
- На этой трассе проводили "Формулу" в 70-е-80-е годы. Она очень сложная по конфигурации: пять метров вправо или влево и леер. И никаких ловушек: вылетишь с трассы - и машина в хлам, - делится впечатлениями Шульжицкий. - Эти симуляторы полностью передают инерцию гонки. Даже при торможении, ремни на сидении вжимают водителя.

Плакат . Фото: Автор фото: Фото предоставлено приморской федерацией картинга
Как оказалось, практика прошлых лет помогла гонщику совсем не так, как ожидалось. Годы, проведенные на "Змеинке", не прошли даром.
- Что касается умения управлять автомобилем, то нет, "Змеинка" не помощник. А вот навыки борьбы, когда машины идут борт в борт, то да, опыт оказался полезным. То есть обороняться, занимать правильную позицию для обгона, как вести себя на трассе опыт "Змеинки", безусловно, помог, - отметил Марк.
Напоследок гонщик отметил, что в Англии ему не хватало самых обычных для Приморья вещей. Например, пачки пельменей, которые почему-то в стране туманов и дождей не встретишь. Впрочем, о полуфабрикатах и в Приморье пришлось забыть. Ведь сейчас пилот усиленно готовится к предстоящей гонке в Дубае, где он будет отстаивать честь родного Владивостока и всей России в течение трех дней – с 10 по 12 января.
Справка: GT Academy — один из крупнейших виртуальных гоночных чемпионатов, ставший реальным способом для входа в профессиональный автоспорт. Первый турнир состоялся в 2008 году. С тех пор в соревновании приняли участие более 1,5 млн игроков, из числа которых вышли профессиональные спортсмены — впоследствии обладатели чемпионского титула в Межконтинентальном Кубке Ле-Мана и гонках Blancpain Endurance, а также призовых мест в "24 часа Дубая".