Владивостокской таможней в порту Владивосток с 1 по 16 апреля было выявлено 49 радиационно-опасных автомашин, прибывших из Японии, с повышенным уровнем ионизирующих излучений относительно естественного радиационного фона. По предписанию Роспотребнадзора 26 машин подлежат дезактивации. Но как ранее заявляли представители таможенных органов и ВМТП, провести эту процедуру на территории порта невозможно.
"Опасность - понятие относительное, - говорит генеральный директор ООО "ПримТехнополис" Иван Скогорев (предприятие специализируется на обеспечении радиационной безопасности).- Следует понимать, что существует пять видов излучения. Есть рентгеновское, которое используется в больницах (например, при флюорографии), - его мы можем контролировать. Есть нейтронное, которое характерно для ядерных реакторов или взрыва атомной бомбы. Эти крайние случаи мы можем опустить. Остаются гамма-, бета- и альфа-излучение. Это разные излучения, их уровень измеряется разными приборами, они имеют разные последствия и разный вред. Когда говорят или пишут о "превышении уровня радиации", надо сразу задаться вопросом: превышение чего?".
По словам эксперта, превышение уровня гамма-излучения в ситуации с японскими машинами в порту незначительное. Основная проблема - бета-загрязнение автомобилей.
"Гамма-излучение может составлять 5, 8, 15 микрорентген в час... Нормой называют 30 микрорентген, но я бы даже не говорил о норме, потому что абсурдно нормировать то, что естественно. 30 - это, скорее, такой условный порог, вешка. В порту гамма-излучение может равняться 5-8 микрорентгенам, но стоит зайти в помещение - будет 10-12, в другом помещении - уже 15-16, и все это нормально. А вот бета-загрязнения быть не должно вообще, и то, что его фиксируют, - уже плохо. Кстати, нашли его только потому, что было небольшое превышение гамма-фона. Если альфа-излучение надо искать специальными приборами, то "бету" отдельно никто не ищет, потому что обычный гамма-дозиметр способен зафиксировать и бета-излучение. Обнаружили небольшое, неопасное превышение гамма-фона, стали изучать - нашли бета-загрязнение".
Решение, что именно делать с машинами, пока окончательно не принято. Вариантов не много - отправлять машины назад в Японию, либо дезактивировать, либо на свой страх и риск отдавать людям и ждать, что будет.
"Просто так выпускать эти машины нельзя Прямой опасности при таких уровнях загрязнения, может, и нет, но есть потенциальная опасность. Скажем, возможен рост определенных заболеваний в течение ближайших трех лет у 0,5 % людей, которые будут контактировать с этими машинами. Риск, казалось бы, небольшой, но и на "Фукусиме" вероятность аварии была минимальной, а все же она произошла", - подытожил Иван Скогорев.