Около 10 приморских туроператоров, работающих на рынке с многочисленными нарушениями, по-прежнему остаются в федеральном реестре. И никакие жалобы не могут пока изменить эту ситуацию. Ростуризм не спешит сокращать федеральный реестр от нерадивых компаний, ссылаясь на определенный пакет документов. Эта ситуация была озвучена в ходе недавнего межведомственного комитета по защите прав потребителей при губернаторе Приморского края, где обсуждались вопросы обеспечения туристских услуг, сообщает РИА PrimaMedia.
Главным залогом успеха, помимо интереса, должно стать предоставление туристам гарантии безопасности и удобства поездки, что должно быть закреплено в договоре между поставщиком туристских услуг и их потребителем. Однако из-за пробелов в отечественном законодательстве турист, то есть потребитель туристских услуг, остается слабой, незащищенной стороной договора.
- Сегодня, учитывая географическую особенность приморья, наибольший турпоток приморцев отмечен в сторону Китая. И основная проблематика связана именно с этим направлением, - подчеркнул начальник отдела защиты прав потребителей территориального управления Роспотребнадзора Евгений Картавцев. - Основными нарушениями, которые выявлены в результате проверок являются: отсутствие полной и достоверной информации о маршруте на этапе заключения договора, включение в договор штрафных санкций в отношении потребителя, в случае расторжения договора по его инициативе, вручение пакета документов, включая договор и туристскую путевку, непосредственно на маршруте руководителем группы, реализация туристского продукта без оформления письменного договора и туристской путевки и т.д.
В течение прошлого года специалистами Управления было проведено 19 плановых проверок и 48 внеплановых проверок и 18 административных расследований по обращениям граждан о нарушении их потребительских прав. Было составлено 42 Протокола об административном правонарушении, выданы Предписания о прекращении нарушений требований законодательства в сфере защиты прав потребителей и Представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Сумма наложенных штрафов составила более 115 тыс. рублей. В общей же сложности в Роспотребнадзор поступило почти 2,5 тыс. письменных обращений граждан, чьи потребительские права были нарушены. Как видно, доля нарушений, которая пришлась на туристический рынок, невелика, но это не значит, что нарушения можно не замечать, а нерадивым компаниям потакать.
Справка:
В Приморском крае услуги в сфере туризма предоставляют 239 компаний, в т.ч. 119 компаний являются туроператорами и внесены в Единый федеральный реестр туроператоров. В рамках межправительственного соглашения между Россией и КНР о безвизовых групповых туристских поездках работают 86 компаний, в 2012 году их число увеличилось на 7. Из общего числа компаний 196 базируются во Владивостоке.
Как оказалось, несмотря на выявленные многократные серьезные нарушения со стороны ряда туркомпаний, они продолжают работать в сфере туристических услуг и все также предлагают клиентам продукт низкого качества, не заботясь не о престиже региона, не о безопасности потребителей.
- На межведомственной комиссии (МВК) по защите прав потребителей, на заседании которой присутствовали представители Торгово-промышленной палаты, антимонопольной службы, департамента по международному сотрудничеству и туризму края, Центра сертификации, общественных организаций по защите прав потребителей затрагивался неоднократно вопрос и повышении уровня приморской МВК на федеральном уровне. К поступившим от нас материалам пока еще не прислушиваются в Москве, и компании нарушители не исключаются из реестра туроператоров, а, наоборот, при определенных государственных финагрантиях остаются в списке, - заметил г-н Картавцев.
Как оказалось, претендентами на "вылет" из реестра туроператоров могут стать порядка 10 приморских компаний. Но отправленные в Ростуризм документы не нашли соответствующего понимания. Сначала столица затребовала документы, что нарушения действительно имели место. Были отосланы все акты, протоколы, принятые решения по факту компаний-нарушителей, но когда Ростуризм затребовал оригиналы, то тут все и застопорилось, ибо оригиналы должны оставаться по месту, т.е. в Приморском управлении Роспотребнадзора.
Но по убеждению начальника отдела защиты прав потребителей, капля камень точит, и все нарушители со временем будут исключены из реестра, от этого приморский турист-потребитель только выиграет.
Не остались в стороне и представители административных структур. В департаменте международного сотрудничества и туризма Приморского края отметили следующее:
- Мы уже неоднократно проговаривали, что не стоит подавать документы напрямую. Ведь туроператор может подать документы на включение в единый реестр как мо месту, т.е. в Приморье, так и через Москву. Единый подход к формированию реестра поможет избежать включения в список компании, многократно нарушающие законодательство в области защиты прав потребителей. Еще один нюанс - это наличие судебного решения по тому или иному факту. Если потребитель, действительно, оказался пострадавшим, то стоит проявить принципиальность. А то ведь как получается: оформили рядового туриста прямо на маршруте руководителем, провели по документам как "помогайку", вместо 5-звездочного отеля поселили в 3-звездочный, а разницу не спешат возвращать и т.д. Далее турист пожаловался, начинается разбирательство, а когда дело доходит до суда, то все решается полюбовно - компания возмещает туристу моральный и материальный ущерб, а на китайском направлении, особенно кто едет в приграничный Китай, для турфирмы возмещение - не такие уж большие суммы. Если бы туристы были более принципиальны в этом вопросы, то порядка было бы больше. А так получается, что вопрос решен в персональном плане, но проблема от этого не исчезла, и остается только разводить руками.
Поделилась своим мнением и председатель приморского филиала РСТ Ольга Кудрявцева:
- У нас существует Федеральный закон и межправительственное соглашение, в рамках которого и должны работать туристические компании. И если существуют нарушения, если компанию постоянно уличают в этом, то должен быть соответствующий резонанс, компания должна нести ответственность. Получается, что кто-то, заведомо нарушая закон, работает для своей выгоды, при этом обманывая людей, а компании, работающие честно, не могут дать потребителю качественный сервис. И все вопросы относительно компаний-нарушителей должны решаться в субъекте федерации по месту юридической регистрации. И если субъект сообщает в Москву о многочисленных нарушениях компании, которая находится в реестре туроператоров, то "наверху" должны реагировать своевременно. У нас же пока нет механизма исключения таких компаний из реестра. Получается, что в приоритете не качество работы компании, а просто наличие финансовых гарантий, т.е. деньги решили все. Когда в турбизнесе присутствовало лицензирование, то подобных нарушений было гораздо меньше. Для того, чтобы оформить лицензию, от компании требовался приличный пакет документов, где фигурировали наличие офиса, штата сотрудников, прохождение курсов повышения квалификации и т.д. Сейчас это в прошлом, работники турбизнеса уже забыли о разных семинарах, учебах и курсах. Появляются фирмы-однодневки, в которых сидят дилетанты, не столько знающие о туризме, сколько умеющие считать деньги с выгодой для себя.
- Если же говорить об отношениях потребителя и компании, то эти стороны вправе разрешить конфликтную ситуацию и до судебного заседания. Но здесь есть вероятность того, что компания, допускающая многочисленные нарушения и проколы, дабы не выносить сор из избы, будет постоянно возмещать убытки недовольным, не доводя дело до судебного разбирательства. И если такие случаи из частных станут постоянными, то здесь нарушения уже надо фиксировать и принимать соответствующие меры, - добавила г-жа Кудрявцева.
Стоит отметить, что в мае этого года Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ было преобразовано в Министерство спорта РФ с передачей части функций другим министерствам. В частности, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) теперь находится в ведении министерства культуры РФ, которое возглавил Владимир Мединский. Представители турбизнеса надеются, что сменятся приоритеты, поменяется и позиционирование ведомства, а со сменой руководства будут и соответствующие подвижки.