Польза и вред. Печень
10 июня, 14:20
Выборы исполнительной и законодательной власти Камчатки в 2003-2004 годах
9 июня, 11:00
Камчатка 9 июня: история Усть-Камчатского порта
9 июня, 08:50
Вахта Победы: Телефонист-фронтовик из Забайкалья проложил 12,5 км провода за 12 минут
8 июня, 21:00
Польза и вред. Огурцы
8 июня, 14:20
Десант снаряжала вся Камчатка: из истории Курильской десантной операции
8 июня, 11:00
Камчатка 8 июня: Российско-Американская компания и новые заказники
8 июня, 08:50
Камчатка 7 июня: места отдыха горожан и день рождения тренера Каталагина
7 июня, 08:50
Польза и вред. Куриное мясо
6 июня, 14:20
Камчатка 6 июня: плавание вокруг мыса Лопатка и "Чертёж Камчадальского носу"
6 июня, 08:50
Камчатка 5 июня: исследователь Камчатки Владимир Тюшов и День эколога
5 июня, 08:50
Что не стоит делать 5 июня в день Левона Огуречника, чтобы не было проблем с деньгами
5 июня, 07:00
Польза и вред. Авокадо
4 июня, 14:20
Камчатка 4 июня: создание Акционерного Камчатского общества
4 июня, 08:50
Камчатка 3 июня: "Скаска" Владимира Атласова и оползень в Долине гейзеров
3 июня, 08:50

Сибирская нефть нужна Дальнему Востоку - эксперт

Переработка нефти на дальневосточных НПЗ улучшит общую экономическую эффективность проекта ВСТО
4 июня 2012, 19:40 Бизнес

Увеличение поставок нефти в Китай не отвечает интересам России, заявил директор Тихоокеанского Экономического Центра (ТОЭЦ) Андрей Рябов. По его мнению, уступки китайской стороне в попытках добиться от России роста поставок сырья по нефтепроводу Сковородино-Мохэ-Дацин поставят дальневосточный экспорт в зависимость от настроения в Пекине, сообщает РИА PrimaMedia.

Китайцы привыкли добиваться от России уступок по многим вопросам - от демаркации линии границы до условий внешней торговли и пользования водными ресурсами. Очевидно, заранее рассчитывая на согласие России, китайская компания CNPC планирует увеличить мощность китайского отвода от ВСТО на участке Мохэ-Дацин с 300 до 400 тысяч баррелей в сутки. Найти дополнительную нефть для Китая возможно только за счет сокращения поставок сырья на НПЗ Дальнего Востока и в порт Козьмино.

В настоящее время между "Роснефтью", "Транснефтью" и CNPC действует контракт о ежегодных поставках 15 млн тонн нефти в год до 2030 года. Под этот контракт Банк развития Китая выдал "Роснефти" и "Транснефти" в 2009 году кредит на 25 млрд долларов. После начала поставок нефти в январе 2011 года выяснилось, что китайцы недоплачивают за поставленную нефть в соответствии с согласованной формулой цены, по-своему считая стоимость ее транспортировки по трубопроводу. Только после года напряженных переговоров с угрозой разрыва контракта со стороны России был подписан окончательный договор о цене китайской нефти. Это стало хорошим уроком для руководства страны по выстраиванию взаимоотношений с Китаем - после одной уступки Пекин всегда требует следующую.

В 2010 году начались работы по расширению мощности первой очереди нефтепровода ВСТО. Его мощность будет увеличена с нынешних 30 млн тонн в год до 50 млн тонн, а в впоследствии и до 80 млн тонн. К этому моменту будут построены отводы от ВСТО до Комсомольского и Хабаровского НПЗ, куда сейчас нефть завозится по железной дороге.

Поставки нефти на Комсомольский НПЗ планируются в размере 6 млн тонн, на Хабаровский НПЗ - 6 млн тонн. В планах "Роснефти" строительство Приморского НПЗ мощностью до 5 млн тонн. Хабаровский НПЗ уже проводит модернизацию оборудования и расширение мощностей под запланированные поставки сырья.

Переработка нефти на дальневосточных НПЗ улучшит общую экономическую эффективность проекта ВСТО. За счет переработки больших объемов нефти заводы получат необходимые средства для дальнейшего развития, появятся новые рабочие места, увеличатся перечисления предприятий в федеральный и местные бюджеты.

Сейчас через Козьмино экспортируется 15 млн тонн нефти в год. В сумме с китайским экспортом это дает 30 млн тонн, необходимые для придания сорту ESPO статуса маркерного для рынка АТР. Если вначале поставок нефть ESPO торговалась с дисконтом к маркерному для данного рынка сорту Dubai, то сейчас она торгуется с премией в 4 доллара. Дальнейшее увеличение экспорта через Козьмино сделает нефть из трубы ВСТО еще более привлекательной для азиатских стран.

"Если Китай будет получать через ВСТО по отводу на Мохэ существенно больше нефти, чем по действующему договору, он наверняка воспользуется этим для давления на цену", - убежден Андрей Рябов. Китай, если хочет, может закупать нефть в Козьмино танкерами, конкурируя за контракты с другими покупателями, что, наоборот, приведет к росту цены ESPO, считает эксперт.

"Баланс поставок нефти на дальневосточные НПЗ, в Козьмино и по отводу от ВСТО Сковородино-Мохэ должен строиться из расчета максимальной суммарной доходности всех участников нефтяного бизнеса, связанного в ВСТО, в том числе и государства. Времена "китайско-советской дружбы" без оглядки на экономику остались в безвозвратном прошлом", - говорит Рябов.

20833
43
7