В преддверии Дня Победы в Общественном пространстве Государственной Третьяковской галереи во Владивостоке представили картины приморского художника-фронтовика Кирилла Шебеко. Специально для тех, кто не смог побывать на открытии проекта или кто хочет лучше понять живопись мастера, корреспондент ИА Primamedia пообщалась с кандидатом искусствоведения, членом-корреспондентом Российской академии художества Ольгой Зотовой.
Проект "Мир Кирилла Шебеко" (6+) рассказывает о трёх работах заслуженного художника РСФСР, заслуженного деятеля искусств РСФСР, члена-корреспондента Российской академии художеств и почётного гражданина Владивостока. Мы решили подробно узнать о военном прошлом Кирилла Ивановича, о творчестве приморских художников-фронтовиков, об организации проекта и об индивидуальной манере маэстро.
— Ольга Ивановна, Вы рассказали, что Кирилл Иванович Шебеко, как только началась война, отправился добровольцем на фронт, сражался под Москвой и на Калининском (Тверском) направлении и даже получил орден Славы III степени. Хочу узнать: занимался ли он творчеством в это время? Возможно, делал военные зарисовки в газеты? Или только исполнял военные обязанности?
— Кирилл Шебеко был водителем-механиком в танке, для газеты он вряд ли имел возможность работать. Во всяком случае, военных зарисовок в семейном архиве нет. В альбоме, который в 2015 году вышел в свет по инициативе семьи художников, приведён большой биографический материал, фотографии военных лет, но рисунков нет.

Посетители рассматривают альбом выставки. Фото: Алиса Ткаченко, ИА PrimaMedia
Как художник Кирилл Иванович состоялся позже. В годы войны он участвовал в боях, в 1943 году после ранения и длительного лечения был комиссован — и на фронт не вернулся.
— Можно уточнить, ранение какое было?
— Кирилл Иванович получил несколько осколочно-пулевых. Семь ранений по всему телу. Один осколок остался на всю жизнь... студенты на пленэрах даже видели характерный шрам в районе лопатки.
Соответственно, в 1943 году уже он был освобожден от участия в боях. В Самарканде, куда его направили на лечение, в эвакуации находился Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Кирилл Иванович принял решение учиться. Когда институт вернулся из эвакуации сначала в Загорск, а потом уже в Ленинград, начались студенческие годы. У Лилии Кирилловны, старшей дочери художника, есть брошюра, посвященная отцу, где она описывает в том числе первые годы после приезда в Ленинград. Студенты жили очень скромно (а многие из них воевали и привыкли к лишениям), проявляли находчивость. Они могли, допустим, из сэкономленного холста брюки сшить.
В 1950-м году обучение закончилось, и Кирилл Шебеко был направлен во Владивосток, здесь начал работать творчески и преподавать.
— А военные сюжеты когда стали появляться, если были?
— Дипломная работа в институте называлась "Капитуляция Германии". Выбор такой темы, собственно, и был обусловлен военным опытом. Но в целом работ на тему войны он практически не писал. В 1985 году в год 40-летия Победы Кирилл Шебеко написал "Это было под Смоленском". Эта работа есть в альбоме. Изображен момент боя, на фоне которого четыре танкиста в шлемах, в левом верхнем углу надпись "В память о моем экипаже". Всё-таки война оставалась в памяти Кирилла Ивановича… И картина "Псков. 1941-й", которая представлена в Общественном пространстве. Здесь нет какого-то батального сюжета. Тяжёлая атмосфера первого года войны передана больше за счет драматического звучания цвета.

Кирилл Шебеко «Псков. 1941-й». Фото: Алиса Ткаченко, ИА PrimaMedia
— Понятно, то есть больше военных картин у него не было, вот буквально несколько.
— Да, он не стремился, как и многие участники войны, писать много на эту тему. Свою задачу Кирилл Шебеко видел в другом: поскольку он был уроженцем Дальнего Востока, то стремился отображать в искусстве природу и жизнь этого региона.
— В канун Дня Победы как раз интересно: наши художники приморские, которые уходили воевать, рисовали ли на фронте и после фронта? И когда возвращались, то тема войны у них появлялась или нет в творчестве?
— У кого-то появлялась. Был такой художник, который долгие годы был художником газеты "Боевая вахта" (16+) — Виктор Ваганов. В 1941 году ушел на фронт, закончил войну в Манчжурии. Он как раз внёс большой вклад в журналистику военных лет. В 2011 году он ушёл из жизни, а его художественный архив поступил в Музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева. Сегодня там хранится и серия фронтовых зарисовок, и цикл графических работ для газеты. Его творчество было посвящено военной теме.
Иван Рыбачук участвовал в войне на Дальнем Востоке. У него одна картина: "Боевая Расинская операция 9 августа 1945" (12+). Работа посвящена войне с милитаристской Японией.
Ещё один фронтовик Тимофей Кушнарёв. Это художник, который всё своё творчество посвятил Владивостоку. Он не писал войну, но большой цикл работ посвятил Тихоокеанскому флоту.
— То есть в целом наблюдается тенденция, что художники старались не вспоминать войну.
— Да, думали о мире. И хотели писать этот мир. Мне не раз задавали вопрос, почему прошедшие фронт мужчины выбирали творческую профессию после войны, а не профессию строителя, к примеру. Нужно было восстанавливать страну, а художник шёл к мольберту. Мне кажется, это символично и не менее важно. Художники образными средствами строили мир.

Ольга Зотова ведёт экскурсию. Фото: Алиса Ткаченко, ИА PrimaMedia
— Искусство и правда не менее важно. Я общалась с посетителями, очень много разных эмоций от просмотра появляется. Кого-то впечатляет работа о войне, кого-то привлекают более светлые, мирные картины, но так или иначе благодаря этим произведениям зрители задумываются и о победе, мире, и о цене этого мира. Как пришла идея вот такого проекта? Почему выбрали именно этого художника?
— Мы тщательно обдумывали, сначала хотели показать работы двух фронтовиков — Тимофея Кушнарёва и Кирилла Шебеко. У них и день рождения практически рядом: пять лет назад обоим исполнилось бы сто лет. Но сделать большой проект всё-таки нет возможности из-за ограниченного места. Кроме того, Тимофей Михайлович Кушнарёв работал в основном в графике, которая требует особых условий показа. В итоге остановились на произведениях Кирилла Шебеко. Безусловно, учитывали масштаб личности художника: его работа хранится в коллекции Третьяковской галереи.
— А у Кушнарёва нет картин в Третьяковке?
— Нет. В Третьяковской галерее произведений художников Дальнего Востока очень мало. Так исторически формировалась коллекция, что дальневосточников там мало.
— Возникли ли какие-то трудности при подготовке проекта?
— Любая работа с подлинными предметами требует усилий. Во-первых, два полотна переоформили в новые рамы. Во-вторых, транспортировка из мастерской — всегда важный момент, в-третьих, мы продумывали, в какой форме проводить презентацию.
Экспонирование на мольбертах — это особенная ответственность: когда используется повесочная система, картины зафиксированы на стене. Мы используем мольберты, значит, нужно обеспечить устойчивость. Надеюсь, мы справились…
— Я думаю, да! Самый, наверное, подходящий формат.
— Мы особенно рады, что проект рифмуется с нашей интерактивной выставкой "Порт приписки — Дальний Восток" (12+), куда включено изображение работы Кирилла Шебеко из коллекции Третьяковской галереи. Мы смогли её сохранить, не разбирать ради презентации. Таким образом, он представлен не только как герой Великой Отечественной войны, но и как художник, чья роль в художественном освоении Дальнего Востока было очень большой.
— Почему вы выбрали именно эти три картины? Я думаю, были, наверное, ещё варианты.
— Были, в коллекции семьи хранится достаточно работ. Но думали о символике охраны рубежей, о защитниках. Выбрали встречу военных судов в океане, город-порт.
— Представленные панно написаны в специфической манере: мы видим здесь крупные мазки, прямо как у импрессионистов. Как корректно назвать стиль Кирилла Шебеко?
— Кирилл Иванович использовал технику письма раздельными мазками. Её применяли ещё французские художники-дивизионисты. Кирилла Шебеко обратиться к такой манере побудил Север: он говорил, что писать лаконичными и ясными отношениями его заставил Север, где из-за чистоты воздуха расстояния скрадываются, планы сближаются. Чтобы передать этот феномен, он совмещал близкое и далёкое, уплощая пространство и сохраняя цвет каждого пятна.
Он сочетал этот приём с навыками живописи, которые усвоил в академии. Вот в работе "Встреча в океане" посмотрите, как он пишет горизонт. Одна широкая линия, одно движение кисти. А на другой картине — дробные мазочки. Каждый раз художник выбирал определённый подход для того, чтобы добиться живописной выразительности.
— То есть вернее говорить об индивидуальном стиле.
— У Шебеко, безусловно, есть индивидуальная манера. XX век вообще был периодом, когда всё, что раньше было создано, художниками переосмыслялось и использовалось для выработки своей стилистики. В этом и состоит творческий поиск. На Дальнем Востоке этот поиск был обусловлен ещё и качествами природы. Кирилл Иванович был свободен в выборе художественных средств, даже с учётом того, что сформировался в период господства социалистического реализма. Виталий Кандыба* замечает, что Кирилл Шебеко очень советский художник. И сам Шебеко никогда не говорил о том, что ему тесно в рамках соцреализма, он находил возможности работать очень раскрепощённо. Эта свобода в письме, обеспеченная пространственной и цветовой спецификой дальневосточного ландшафта, сделала его узнаваемым.
*Виталий Ильич Кандыба (1943–2016) — доктор искусствоведения, после окончания Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектура им. И.Е. Репина работал во Владивостоке. Считается одним из первых приморских искусствоведов (прим. ред.)
Ознакомиться с картинами можно до 18 мая.
Автор: Алиса Ткаченко