В честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне Владивостокский филиал Государственной Третьяковской Галереи представляет картины известного приморского художника-фронтовика Кирилла Шебеко. Произведения объединяет тема защиты рубежей — в военное и мирное время. Особенная творческая манера мастера восхищает экспертов и зрителей, а сами полотна заставляют задуматься, рассказывает ИА PrimaMedia.
Презентация полотен прошла под символичным названием "Мир Кирилла Шебеко" (6+). Подбор произведений, с одной стороны, отражает разные периоды творчества заслуженного художника РСФСР, а с другой — показывает Россию, какой разной её видел художник на протяжении своей жизни. Мир — это та тонкая материя, которую защищал сам маэстро и которую отстаивают герои его картин.
В возрасте 21 года Кирилл Иванович ушёл на фронт добровольцем и стал служить механиком-водителем танка. Тогда ещё будущий заслуженный деятель искусств РСФСР участвовал в боях под Москвой и на Калининском (сегодня Тверском) направлении. За боевой подвиг — таран фашистского танка — был награждён орденом Славы III степени. Во время боёв он получил семь осколочно-пулевых ранений, по этой причине был комиссован в 1943 году и на фронт больше не вернулся.
"У него так и остался один из осколков на всю жизнь, студенты на пленэрах видели характерный шрам в районе лопатки", — отмечает куратор выставки, кандидат искусствоведения Ольга Зотова.
После этого война редко появлялась на картинах мастера: Кирилл Шебеко старался не вспоминать об этом тяжелом времени. Исследователи говорят о нескольких произведениях — известны дипломная работа "Капитуляция Германии" (6+), которая сохранилась только на фотографиях, работа 1985 года "Это было под Смоленском" (6+) и полотно 1990 года "Псков. 1941-й" (6+).

Посетители рассматривают картины. Фото: Алиса Ткаченко, ИА PrimaMedia
Последнюю из названных картин можно рассмотреть в Третьяковке. Война здесь представлена символически: в драматическом звучании красного, желтого и чёрного цветов. Сюжет картины совершенно не батальный, это пейзаж. Мы видим Псковский кремль, который будто защищает церковь — символ православной России. И видим багровое небо, цвета огня и крови.
"Если так просто посмотреть, не зная, что перед тобой военная картина, — непонятно как-то. Когда узнаешь, что это картина, описывающая времена войны, задумываешься, тяжеловато становится малость, потому что небо такого тёмного, бордового почти цвета. Навевает мысли о пожарах каких-то, о бедах", — делится впечатлениями курсант Дальрыбвтуза Семён Еремеев.
Особенно интересным кажется решение использовать здесь раздельные мазки, близкие к квадратной форме: они хорошо передают форму кирпича, из которого сделан кремль. Ольга Зотова объяснила, что Кирилл Шебеко выработал авторский стиль. Раздельными мазками много работали французские художники-дивизионисты и представители других течений, например импрессионисты. А на протяжении ХХ века мастера вдохновлялись открытиями предшествующих поколений, чтобы выработать собственный стиль.
"Глядя с телефона, не понимаешь самой такой задумки, импрессионистической, когда через мазки, в зависимости от дистанции, по-разному видишь картину. Естественно, на экране это не очень передается. Здесь это видно, и за этим интересно наблюдать", — рассказывает будущий педиатр Алексей Алтухов.

Посетители слушают экскурсию. На переднем плане Алексей Алтухов и Анна Синенко. Фото: Алиса Ткаченко, ИА PrimaMedia
Другие две работы изображают мирное время. Картина "Встреча в океане" (6+) показывает два параллельно идущих в море военных корабля — подводную лодку и малый торпедный крейсер. Они защищают восточные границы нашей страны: на дальнем плане проглядывают вулканы Камчатки. Эта работа интересна игрой света. Солнце выходит из-за облаков, и Шебеко смог мастерски изобразить отблески лучей в воде. "Смотришь на эту картину и приятно, что ли, становится", — говорят о ней зрители.
А искусствовед Ольга Зотова отмечает уникальную художественную манеру Кирилла Ивановича, которую он выработал на Севере и которая проявляется в этой работе:
"Писать лаконичными и ясными отношениями его заставил Север, где из-за чистоты воздуха расстояния скрадываются, планы сближаются. Чтобы передать это, Шебеко совмещал близкое и далёкое, уплощая пространство... Он сочетал приём с другими навыками, которые усвоил в академии. Здесь посмотрите, как написан горизонт. Одна широкая линия, одно движение кисти. А на другой картине — дробные мазочки. Каждый раз он выбирал определённый подход, чтобы добиться живописной выразительности".
Такой "другой" картиной можно назвать третье, финальное, полотно выставки, на котором изображены судна на рейде. Вечерние огни отражаются в море. Мастер написал их крупными, пастозными мазками, и это привлекает посетителей.
"Мне больше всего понравилась эта картина тем, что очень хорошо передан вечерний свет кораблей. Картина сама будто светится", — замечает студентка ТГМУ Ольга Кальченко.
"Она приятна взгляду, такая спокойная, нет каких-то ярких красок. Спокойно и умиротворённо", — добавляет её подруга Яна Калиш.
Презентация вызвала у зрителей разные эмоции, и в памяти у каждого осталось какое-то конкретное произведение. Однако так или иначе все полотна заставляют задуматься о цене спокойствия и мира, о тех защитниках рубежей, которые сделали победу возможной.
"Глядя на эти картины, я вижу разную манеру. Но в любом случае, каждая находит эмоциональный отклик у зрителя, это и трогает. Для меня основный критерий качества искусства — будит искусство чувства или нет. Вот эти произведения они, безусловно, эти чувства будят", — призналась преподаватель медицинского права в ТГМУ Анна Синенко.
Увидеть подлинную живопись Кирилла Шебеко можно до 18 мая. Помимо картин гости пространства также могут изучить альбом, где представлены многие полотна члена-корреспондента Российской академии художеств и подробно расписана его биография. А в рамках Ночи музеев (16+) 17 мая зав. отделом Научной и выставочной деятельности местного филиала Третьяковки Ольга Зотова проведёт лекцию о жизни и творчестве художника.
Приглашаем также изучить интервью с Ольгой Ивановной, которое поможет лучше понять экспозицию.
Автор: Алиса Ткаченко