Напряженность между Индией и Пакистаном продолжает нарастать. При этом страны, скорее всего, не заинтересованы в расширении конфликта — признаков подготовки к полномасштабной войне нет, а решать проблемы в отношениях стран, вероятно, никто не заинтересован. Такое мнение в беседе с корр. ИА PrimaMedia выразил политолог Виктор Бурлаков. Он также считает, что Китай и Россия вряд ли стали бы участвовать в международном расследовании теракта в Кашмире. Подробнее — в материале редакции.
Несколько часов назад индийские военно-морские силы нанесли удары по многочисленным целям в Пакистане в рамках "операции возмездия". Как сообщил объединенный штаб обороны Индии, в ночь на 9 мая военные базы Индии в Джамму, Патханкоте и Удхампуре подверглись нападению со стороны Пакистана с использованием ракет и беспилотников. Всё это говорит о том, что столкновение непримиримых соседей продолжается. Но, по словам эксперта Виктора Бурлакова, оно укладывается в привычную картину отношений между двумя странами, трудности в которых наблюдаются с 1947 года.
Один из последних конфликтов, также с участием террористических организаций, произошёл в 2019 году. Он, как и другие, был связан со спорной территорией бывшего княжества Джамму и Кашмир в Гималаях, которая поделена между двумя этими странами. Северная и частично западная её части контролируются Пакистаном, а остальные — Индией.
"По сути, этот тупиковый, перманентный конфликт не имеет разрешения. Ни одна из его сторон не идет на уступки. Периодические обострения сменяются установлением вполне приемлемой системы отношений, когда стороны договариваются о пропускном режиме, о соблюдении перемирия, но позже вновь вспыхивают конфликты, связанные с деятельностью террористов. Ни для кого не секрет, что те террористы, которые действуют в Индии, в той или иной степени поддерживает Пакистан. Индия также может поддерживать спорные движения на территории соседей. Для того, чтобы террористов спонсировали, они волей-неволей совершают какие-то акции. Всё это взаимно. В эскалации конфликта никто не заинтересован", — поделился мнением Виктор Бурлаков.
То, что происходит, внушает ему определенную степень оптимизма и даёт понять, что страны не заинтересованы в расширении конфликта. При этом даже маленькая ссадина на руке может привести к ампутации, сравнивает эксперт. Быть абсолютно уверенным в том, что конфликт не перерастёт в глобальный, нельзя, добавил он.
"В любом вооружённом конфликте должны быть движущие силы, которые его стимулируют. В данном случае я не вижу таких сил. Индия готовилась к ответному удару почти неделю. Так война не ведётся. После того, как происходит вторжение, ответная реакция происходит быстро, применяется массированное вооружение. Поэтому серьёзных намерений я не вижу. И всё-таки непредсказуемость всегда присутствует, неопределённость остаётся", — добавил политолог.
Он также прокомментировал высказывание министра обороны Пакистана о том, что Россия и Китай могли бы участвовать в расследовании теракта в Кашмире и вообще сыграть "очень позитивную роль в этом кризисе". По словам Виктора Бурлакова, это вряд ли возможно.
"Участие Китая в данном разбирательстве — это значит, что Китай был бы союзником Пакистана. У КНР там есть экономические интересы. Часть территорий, которые делят Пакистан и Индия, находятся под контролем Китая. Они незначительные, но есть понятие престижа. Кроме того, военно-техническое сотрудничество Пакистана и Китая длится довольно продолжительный период времени. А Россия в этом случае могла бы выступить сторонником Индии и уравновесить силы. Но совершенно очевидно, что подобный план бесперспективен. Россия и Китай ссориться не будут. Естественно, что ни Китай, ни Россия однозначными арбитрами в этом конфликте выступать не могут и не будут", — подчеркнул наш собеседник.
И заметил, что решение по региону Джамму и Кашмир принималось в своё время на уровне ООН. Возможно, именно эта организация должна выступать в качестве основополагающего арбитра по данному конфликту, добавил эксперт, напомнив, что считает его практически неразрешаемым.
Напомним, что напряженность между Индией и Пакистаном обострилась после теракта рядом с городом Пахалгам в индийском регионе Джамму и Кашмир 22 апреля. В результате нападения террористов погибли 25 индийцев и один гражданин Непала. Индия заявила, что имеет доказательства причастности к нападению пакистанской межведомственной разведки. Премьер Пакистана Шахбаз Шариф отверг обвинения Индии в связи Исламабада с терактом в Кашмире. Обе страны приостановили дипломатические отношения, закрыли воздушное пространство и прекратили действие договора о водах Инда. Позже Минобороны Индии заявило о проведении операции "Синдур", в рамках которой вооруженные силы нанесли удар по девяти объектам "террористической инфраструктуры" в Пакистане. После представитель оборонного ведомства Пакистана Ахмед Шариф Чаудри добавил, что страна "даст еще более сильный ответ".

Самые резонансные новости последних двух недель у наших соседей по региону и миру