Не секрет, что над созданием одного фильма работает большая команда людей, где у каждого свои задачи. Если работа сценариста и режиссера понятна, то чем занимается продюсер? Корреспондент ИА PrimaMedia встретилась с приморским продюсером, руководителем кинокомпании PrimLand — Валерией Мангушевой (Олейник) и выяснила, чем они все-таки занимаются.
— Валерия, как стали продюсером?
— В сфере кинопроизводстве я уже более 10 лет, начинала с оператора и монтажера. Продюсером стала не сразу. С самого детства я обожала документальные фильмы и собирала видео с помощью Movie Maker. Еще увлекалась паркуром, это также сыграло свою роль: я снимала наши тренировки, придумывая ракурсы для эффектных прыжков.
В 2011 году поступила на инженера-проектировщика в ДВФУ и на последнем курсе задумалась о своем будущем. Проектирование хоть и было интересным, но мне не хватало творческой реализации. Я вспомнила о своей мечте — о камере, которую не могла себе позволить в детстве. В итоге, на последние деньги я купила ее и решила заниматься съемками. Начала снимать поездки по Приморью, захватывая интересные моменты путешествий. Однажды меня познакомили с режиссером — Константином Селезневым, который собирал команду для съемок полнометражного фильма "Смертельное желание" (16+). Это стало для меня настоящей школой жизни в кино. Константин доверил мне снять сложный кадр, и у меня это получилось с первого раза! Позже он предложил сотрудничество: я буду помогать ему, а он обучит меня основам. Так мы стали совместно заниматься съемками кино и рекламы и развивать производство в Приморье. Со временем я стала больше интересоваться второй режиссурой и развиваться как отдельный специалист.
В 2018 году мои знакомые киношники из Москвы планировали новый проект в Приморском крае. Я предложила свое участие и по счастливой случайности находилась в Москве, где меня пригласили на "Мосфильм" и предложили стать вторым режиссером в съемочной экспедиции на фильм "Земля леопарда, или Феномен человека" (6+) с командой режиссера Александра Мельника, известного по фильмам "Территория" (18+) и "Новая Земля" (18+). Мы провели две недели в Приморье, снимая документальный фильм о природе и сохранении дикой кошки. Работа в команде показала мне другой уровень профессионализма — у каждого человека на площадке была своя зона ответственности. Я поняла, что для дальнейшего развития хочу получить образование, чтобы иметь не только практический опыт, но и теоретическую базу. После проекта я переехала из Владивостока в Москву учиться продюсированию во ВГИК.
Мы хотим создавать уникальные приморские фильмы, отражающие красоту нашего края и его богатые сценарные возможности.
После учебы мы продолжили работать с той же командой над крупными проектами, включая экспедиции по России. К сожалению, произошли трагические события: сначала "коронавирус", а затем гибель Александра Мельника. Это была огромная утрата для нас и для всего кинематографа. Вернувшись в Приморье, я увидела родные места по-новому и осознала свою связь с природой. Решила развивать киноиндустрию здесь. Два года назад мы открыли кинокомпанию PrimLand, которая занимается организацией съемок для приезжих команд и развивает местное кино.
— Получается, вы сами учились снимать с раннего детства. А как было потом?
— Когда я только начинала снимать, то действовала интуитивно. Я не читала литературу и не имела наставника, который бы подсказывал, как правильно выставить свет. Просто старалась поймать красивый кадр, экспериментируя. Константин Селезнев показал мне основы, такие как правильная постановка кадра, монтажные склейки и композиция. Уроки изменили мой взгляд на процесс съемки: это не просто красивый кадр, а способ передачи истории. Это целое искусство, которое влияет на восприятие зрителя через композицию.
Я постоянно обучалась, улучшала навыки работы в монтажных программах, даже умею работать с 2D и 3D графикой, анимацией и цветокоррекцией. Сейчас этот опыт помогает мне не просто заниматься организацией, как продюсеру, но и разбираться в более узких вопросах и на одной волне с коллегами находить пути решения. И несмотря на то, что у меня уже есть диплом ВГИКа и реализованные проекты, я не останавливаюсь и продолжаю обучаться до сих пор, повышая свои компетенции.
— А чем вообще занимается продюсер? Есть предположение, что он делает абсолютно все...
— Продюсер — это одна из ключевых фигур в кино, отвечающая за контроль всех процессов, хотя за каждым из них стоит свой специалист. Как сказал мой мастер из ВГИКа Александр Иванович Богун: "Продюсер должен уметь делать все сам, но, не дай Бог, делать это самому". Кино — это командный процесс, особенно в крупных проектах, где задействовано от 50-ти до 200 человек.
Существует несколько типов продюсеров: генеральный продюсер отвечает за весь проект и его продвижение, иногда не появляясь на съемках, исполнительный продюсер ведет документацию, управляет бюджетом и командой, креативный продюсер сосредоточен на идее и творческой реализации проекта, линейный продюсер управляет производственным процессом. В небольших проектах может быть один продюсер, который решает все вопросы, но в крупных фильмах все делегируется.
— К какому типу относитесь вы?
— Моя специализация зависит от уровня проектов. Когда приезжают крупные московские проекты, я работаю как линейный продюсер, так как хорошо знаю местное производство: где найти людей, локации и транспорт. Если это наши проекты, я могу выполнять роли генерального, исполнительного и линейного продюсера, порой даже одновременно. Для меня важнее идея, чем деньги.
— Интересно, когда выполняешь функции трех продюсеров, то и зарплата втрое выше?
— В первую очередь я совмещаю роли на небольших проектах, так как заинтересована в создании качественного продукта, а не большем заработке. Тем не менее, любая работа должна оплачиваться, ведь кино — это большой труд. Бывают творческие проекты с ограниченным бюджетом, где финансирование не поступает от крупных источников, и тогда команда может работать бесплатно или за символическую плату. В основном на проектах я устанавливаю фиксированную зарплату и стараюсь сделать все возможное.
— Поделитесь своим первым опытом трудоустройства. Было ли это связано с той, специальностью, на которую учились?
— Я искала подработки с 12-14 лет — раздавала листовки и продавала газеты. В университете работала барменом, а после завершения устроилась в компанию "Конус", где занималась проектированием систем вентиляции и кондиционирования. Мы работали над крупными проектами, включая казино и кинозалы, и это дало мне ощущение связи с кино, которое всегда было в моей жизни. Позже я поняла, что офисная работа не для меня. Мне не хватало свободы и творчества. Параллельно с проектированием начала заниматься съемками и монтажом, что стало утомительным. Я приняла сложное решение — уволиться. Этот шаг был рискованным, но сейчас, спустя более 10-ти лет, я понимаю, что он был необходимым и оправданным.
— Какой у вас опыт работы продюсером и с какими трудностями сталкивались за это время?
— В 2019 году я начала свою карьеру продюсером и совмещаю эту роль с работой второго режиссера. Продюсирование стало основным моим направлением, особенно сейчас, когда стараешься развивать кино в регионе. В кино сложности неизбежны — ни один проект не проходит без них. Одна из самых сложных съемок случилась на мысе Тобизина, когда был сильный тайфун, и ливень размыл нам дорогу к съемочным точкам. Мы прорывались через грязь, чтобы перевести технику и людей, пришлось срочно вызывать спецтехнику, я старалась оперативно найти вертолет. Тогда вообще все, что могло пойти не по плану — шло не по плану, но мы делали все возможное, чтобы съемка реализовалась. Был даже момент, когда рядом с нами туристы стали тонуть в море, и мы вытащили их из воды с помощью съемочного катера, квадрокоптера и нашего отважного водителя, который бросился в воду и помогал ребятам держаться на плаву до прихода помощи. Это было настоящее испытание для всех, но по итогу мы сняли все, что хотели, и кадры получились очень красивые, а, значит, все труды были не напрасны.
Помню, как во время съемок фильма "Земля леопарда, или Феномен человека" (6+) мы столкнулись с неожиданными задачами. Например, на большом пляже наша машина застряла в песке, и нам пришлось решать эту ситуацию без помощи техники. Также для сохранение атмосферы дикой природы на площадке, мы использовали специальные веники, чтобы скрыть на пляже следы команды. При съемках сериала "Арсеньев" (0+) нам вообще нужно было перевезти тяжелую технику на вершину Тобизина. Из-за сложного рельефа машины не могли проехать, поэтому правительство Приморского края помогло нам выделением вертолета для перевозки оборудования. Это решение позволило сохранить творческую задачу, хотя изначально казалось невозможным. Каждый этап приносит свои вызовы, но с течением времени и при поддержке коллег удается находить решения. Это подтверждает, что мы движемся в правильном направлении!
— Какими качествами нужно обладать, чтобы стать хорошим продюсером?
— Продюсер — это лидер, к которому обращаются в сложные моменты. Ключевые качества — терпение, уважение и коммуникабельность. Необходимо уметь договариваться и взаимодействовать с людьми, учитывая, что все мы работаем ради общей цели. Я считаю, что продюсер должен уметь быть как строгим, так и добрым, находя баланс между этими качествами.
"Хотелось бы, чтобы в регионах также были хорошие условия, ведь кино снимается, в основном, в Москве и Питере, но сейчас внимание к регионам растет. Однако, часто не оплачиваются переработки. Это неправильно, ведь труд на площадке требует больших усилий и влияет на здоровье".
— Был ли негативный опыт взаимоотношений с командой?
— Мне повезло работать с отличными командами. Например, на "Мосфильме" у нас была уважительная атмосфера, даже в экспедициях у нас был отдельный повар — святые люди, особенно когда нужно кормить всю группу. Я всегда борюсь за справедливость: слежу, чтобы все было оплачено и соблюдались условия. Кстати, в России есть Межрегиональный профсоюз кинематографистов, и я сразу вступила в него, когда узнала о его существовании. Он помогает нормализовать условия труда.
Местные проекты чаще ориентированы на творчество и уникальные истории, а не на коммерческий успех, что позволяет выявить самобытность региона и рассказать о жизни его жителей.
— У вас большой опыт работы с московской командой. А что насчет приморской? Есть ли разница?
— Московская команда — это, обычно, опытные профессионалы, готовые к сложным проектам. На Дальний Восток чаще всего приходят крупные проекты, как, например, сериал "Арсеньев" (0+), который рассказывает о первооткрывателе региона. Однако, большую часть съемок проводят в Москве и других регионах, поскольку поездка сюда обходится дорого. Сейчас у нас снимается большой сериал, где половина съемок пройдет в Приморье, что является хорошим результатом. Обычно, основные специалисты, такие как операторы и режиссеры, приезжают из Москвы, а местные работают на позиции вторых "юнитов".
Что касается местного производства, то у нас сформировалась команда местных специалистов, которые работали на многих кинопроектах и имеют хороший опыт. Так же есть специалисты, которые уехали получать образование и после вернулись домой. Если рассматривать рынок, то по количеству специалистов большая часть имеет опыт в рекламе, корпоративных фильмах или репортажных съемках. Зачастую местные кадры часто выполняют несколько ролей одновременно, либо пробуют себя в разных департаментах. Важно развивать местные образовательные возможности и практические навыки, чтобы укрепить команду.
— Получается, что приморские ребята — идейные патриоты.
— Именно так. Хотелось бы достичь баланса, чтобы реализовывать идеи можно было не только на энтузиазме за небольшие бюджеты. Местные специалисты вынуждены совмещать работу в кино с другими профессиями из-за недостатка съемок и стабильного дохода. В результате, когда приходят новые проекты, опытные ребята не могут участвовать, так как привязаны к основной работе. Это создает проблемы, с которыми мы постоянно сталкиваемся. Хотелось бы иметь постоянный поток проектов, чтобы не ограничиваться одним-двумя проектами в полгода.
— Какие проекты, над которыми вы работали, считаете наиболее значимыми?
— Для меня наиболее значимым проектом стал "Земля леопарда, или Феномен человека" (6+). Это была моя первая крупная работа в Приморье с профессиональной командой и техникой, которую я раньше не видела. Этот проект воплотил мою мечту создания документального фильма о Приморье и открыл двери в мир большого кино, за что я очень благодарна. Среди новых работ для меня важен сериал "Арсеньев" (0+), который рассказывает о нашем родном крае и великих людях, благодаря которым он развивался.
Здорово, что стало больше внимания на регионы. Например, "Фонд кино" планирует запустить специализированный конкурс кино про Дальний Восток. Так же уже второй год идет конкурс "Дальний Восток — Земля приключений", который позволяет молодым авторам снимать и делиться своими историями о родной земле. Стали проходить различные форумы, где мы встречаемся с коллегами из разных регионов и обсуждаем трудности и перспективы. Это помогает показать уникальную природу и культуру Приморья, ведь многие даже не представляют, насколько здесь красиво. Через такие проекты мы можем донести до мира интересные истории и красоту нашего региона.
— Как выстраиваются отношения с местными актерами, сценаристами и режиссерами? Как вы ищете новых людей для своих проектов?
— При запуске проекта проводится большая подготовка, и формируется понимание сценария. У нас есть несколько талантливых сценаристов, по идеям которых уже сняли несколько проектов. Зачастую сценарист выступает и режиссером. На данный момент хороших режиссеров с опытом кино не так много, даже в рамках Дальнего Востока. Но есть ребята, кому это действительно интересно, и здесь вопрос времени и обучения.
В местных проектах активно привлекаются приморские актеры на главные роли, в московских проектах это, в основном, эпизодные или групповые роли. Если позволяет бюджет, могут привезти звезду из Москвы. Мы взаимодействуем с театрами и ищем харизматичных новичков, которые не боятся камеры и умеют работать на площадке. У нас есть база актеров, и мы проводим кастинги, информацию о которых размещаем в группе кинокомпании PrimLand. Кастинги часто возникают спонтанно, поэтому нужно быть готовым. Обычно, требуется стандартная информация: ФИО, навыки, опыт съемок и фотографии, а желательно — видеовизитка, чтобы режиссер мог оценить подачу и харизму кандидата.
Важно, чтобы актеры были адекватными, так как съемочный процесс может быть сложным и длительным. У нас есть постоянная команда, с которой мы работаем над различными проектами, и мы стремимся развивать киноиндустрию в Приморском крае. Мы надеемся на рост сообщества: сейчас на каждом проекте работает более 30 человек, и с развитием образования у нас появится больше специалистов, которые будут на одной волне с командой.
— Как вы считаете, какая часть вашего образования пригодилась больше: теоретическая или практическая?
— Все мое образование оказалось полезным. Работа инженером-проектировщиком помогла мне увидеть объемную картину и понять, как 2D превращается в 3D, что очень пригодилось, когда я стала оператором. Практический опыт до получения образования продюсера дал мне понимание процесса кинопроизводства. Теоретическая база тоже сыграла важную роль: она помогла систематизировать разрозненную информацию и создать прочный фундамент для практических навыков. В итоге, все это заработало как четкий и понятный механизм.
— Такая инструкция получается.
— Да, верно. Получив знания, ты можешь что-то уметь, но не всегда знаешь, как это правильно применить. Теория помогает понять, когда и как использовать свои навыки. Например, на проекте "Земля леопарда, или Феномен человека" (6+) я осознала важность четкого распределения ответственности. На местных проектах все делают многое, чтобы закрыть дефицит ресурсов, но на крупных проектах каждый должен выполнять свою задачу. Если кто-то разлил воду на съемочной площадке, то на маленьком проекте каждый может подойти и убрать это. На большом же проекте это делает отдельный человек — так сохраняется порядок и не нарушается процесс. Иногда даже кажется, что что-то нужно исправить, но это может быть частью задумки. Поэтому важно понимать свою зону ответственности, и именно образование помогает наладить общение на одном языке с коллегами.
— Как можно улучшить систему образования, на ваш взгляд?
— На данный момент в Приморском крае недостаточно специализированных программ по кинопроизводству, в отличие от театра. Необходимо больше образовательных учреждений, обучающих процессу создания кино, чтобы развивать понимание у студентов о том, как выстраивается работа в этой сфере. Ключевым моментом является увеличение практики в образовании. Студенты должны не только получать теоретические знания, но и применять их на практике, учась на своих ошибках. Реализация идеи требует прохождения множества этапов и постоянного роста, что необходимо для решения более сложных задач в будущем.
Важно рассказывать местные истории, ведь у каждого региона есть свои уникальные культурные особенности. Будет замечательно, если мы сможем делиться этими историями, чтобы показать многогранность России и привлечь внимание к ее уникальности.
— Какие текущие тренды в киноиндустрии вы наблюдаете? Как они влияют на вашу работу и выбор проектов?
— В последнее время наблюдается рост интереса к регионам, и Дальний Восток, наконец, получает внимание, которого так ждал. Раньше регионы развивались в основном благодаря местным энтузиастам, а сейчас появляются большие команды и возможности для региональных проектов. Увеличилось количество грантов, поддерживающих уникальные культурные особенности и интересных людей. Это открывает новые горизонты для реализации идей: теперь можно не только на энтузиазме, но и с хорошим финансированием привлекать специалистов и технику.
В этом году мы собрались командой специалистов Дальнего Востока в рамках всероссийского чемпионата "АртМастерс Регионы" (12+). Участие принимали восемь федеральных округов, где каждый получил финансирование на съемку короткометражного фильма. Мы сняли фильм "Тетя, вы арестованы" (6+) и заняли первое место! Это большая победа для нас и больше возможностей развивать кино в регионе.
В Приморье также наблюдается тенденция к созданию идентичных фильмов, но также присутствует запрос на криминальные драмы и триллеры — такие сюжеты привлекают зрителей и позволяют им учиться на чужих ошибках. Хотя хочется больше снимать о природе, культуре и добрых людях.
— Существует легенда, что работодатели ждут молодого специалиста с 20-летнем опытом работы, сталкивались ли вы с таким?
— Да, действительно, наблюдается такая тенденция. Когда приезжают большие проекты с профессионалами, работа должна быть выполнена в сжатые сроки, и часто не хватает опыта у специалистов. Здесь возникает дилемма: либо обучать неопытного человека на площадке, что может замедлить процесс, либо иметь активных старичков, которые быстро схватывают материал. Это не прихоть, а реальность рынка: для сложных проектов нужны люди, способные выполнять задачи и минимизировать ошибки. Здорово, когда есть возможность тренироваться на местных проектах или своих творческих инициативах. Это помогает получить базу знаний и облегчает вливание в более сложные задачи. Важно самостоятельно развиваться: снимать свои проекты, изучать литературу, общаться с экспертами, посещать мастер-классы и проходить обучение.
— А что насчет заработной платы. В начале карьеры, как правило, она небольшая. Как это было у вас, и хватает ли ее на данный момент?
— Это интересный вопрос. Работая в регионе, всегда не хватает возможностей. В Москве есть поток проектов, и ты можешь выбирать, на каком работать и какую сумму запрашивать. В регионах ситуация сложнее: проектов меньше, ставки ниже, а стоимость жизни, порой, даже выше, чем в Москве. Например, во Владивостоке продукты и жилье стоят дорого, и транспорт недешевый. Специалисты с хорошим опытом могут получать заниженную оплату просто из-за местоположения. Это одна из проблем, которую мы пытаемся решить в профсоюзе: оценивать по компетенциям, а не по региону. Но иногда, в силу опыта, выгоднее привезти специалиста из Москвы, чем брать местного.
На начальных этапах многие готовы работать за любые деньги, чтобы получить опыт. Люди, уходящие в кино или съемки, часто имеют более стабильный доход в других областях. Из своего опыта могу сказать, что наличие финансовой подушки сильно помогает: в регионах сложнее выйти на поток проектов.
— А у вас есть такая вторая работа, которая "кормит"?
— В данный момент я занимаюсь только кинопроизводством в Приморье. Если есть проекты, то я над ними работаю, если нет — стараюсь их создать. Мой муж — Виталий Мангушев, тоже работает в сфере производства контента. Спустя 10 лет работы в местном "продакшене" он открыл свою студию, где обучает ребят и реализует коммерческие проекты. Мы балансируем между проектами, в основном, я в кино, он в рекламе. Иногда, конечно, сидим без проектов и затягиваем пояса. Не могу сказать, что это плохо — наоборот появляется возможность расти и развиваться. Мы постоянно повышаем свои компетенции, что позволяет нам увеличивать уровень оплаты. Все заработанные средства, в основном, идут на развитие, хотя мы немного откладываем на личные нужды. В целом, работаем на перспективу.
— Есть ли у вас идеи для будущих проектов, которые вы хотели бы реализовать?
— Я много путешествовала по России и организовывала экспедиции, снимая разнообразный материал на квадрокоптер и камеру. Мечтаю собрать все эти поездки в авторский документальный фильм, который отразит мой профессиональный и жизненный рост. Совместно с мужем планируем создать документальный фильм о Приморском крае под рабочим названием "Дикая сторона Приморья", чтобы показать местные красоты и уникальность региона. Вдохновение черпаем из фильма "Дом" (18+), который демонстрирует влияние человека на природу. Мы хотим обратить внимание на важность осознанного отношения к окружающей среде и сохранить нашу планету. Я даже участвовала в хакатоне, где написала сценарий о связи человека с природой и зависимости от технологий. Этот короткометражный фильм тоже когда-нибудь реализуется.
— Какой совет можете дать молодым людям, которые хотят работать в вашей сфере?
— Это должно быть внутренним призванием. Если ты не чувствуешь интереса к делу и заставляешь себя, то ничего не получится. Важно пробовать, развиваться. Мой опыт как оператора, монтажера и второго режиссера помог мне стать продюсером — я знаю нюансы, которые могут быть незнакомы другим. Продюсер должен быть не только хорошим переговорщиком, но и разбираться во всем, включая технические аспекты. Начинать нужно с того, что тебе интересно, и следовать этому пути. Как бы ни влияли на тебя внешние факторы, самый правильный путь — это твой собственный.