В Дальневосточном художественном музее города Хабаровска открылась выставка "Огненные годы" (12+) художника-фронтовика Николая Долбилкина, посвящённая 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и 100-летию со дня его рождения.
В числе представленных более сорока работ, которые автор создавал в перерывах между боями. Особый интерес у посетителей выставки вызвали фронтовые рисунки Николая Павловича — портреты его однополчан из 240-го танкового полка. Большое впечатление произвели на всех фотографии мозаичных работ художника и живописные эскизы к ним, а также полотна, повествующие о природе и жизни послевоенного Китая, выполненные художником в 1947 году.
Ушёл добровольцем на фронт
Выставка "Огненные годы" (12+) позволила хабаровчанам по достоинству оценить широчайший жанровый диапазон Николая Долбилкина. Секрет же её названия кроется в автопортрете художника, на котором мастер кисти изобразил себя в годы фронтовой юности, заверив творческую работу именно такой подписью: "Огненные годы" (12+). Что касается судьбы самого художника, то ещё в 1941 году состоялась первая персональная выставка юного дарования, где были представлены пейзажные зарисовки и портреты современников будущего участника городских, краевых, республиканских и всесоюзных выставок.
Война у многих спутала планы. Прибавив себе два года, в 1943 году молодой человек ушёл добровольцем на фронт. Принимал участие в боях за освобождение Украины, Бессарабии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Чехословакии. В составе 6-й танковой армии участвовал в ликвидации Квантунской группировки японских войск в Китае. Из боевых наград — орден Отечественной войны II степени, три медали "За отвагу", "За боевые заслуги", "За победу над Германией", "За победу над Японией", "За взятие Будапешта", "За освобождение Праги" и другие. Потому особый интерес и представляют фронтовые рисунки Николая Павловича — портреты его однополчан из 240-го танкового полка.
В 1947 году на территории Китая художник создал акварели, посвящённые Маньчжурии. Работы из этой серии, представленные на выставке, рассказывают о природе и жизни послевоенного Китая.
Искренность и откровенность
Его война закончилась в Порт-Артуре. Демобилизовавшись, в 1949 году Николай поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства на факультет монументально-декоративной живописи. В 1955 году поступил и впоследствии с успехом окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. Затем приехал в Комсомольск-на-Амуре. А с 1965 года жил и работал в Хабаровске.
Первой работой Николая Долбилкина на Дальнем Востоке стали мозаичные панно в Доме культуры судостроителей г. Комсомольска-на-Амуре. На выставке зрителям представилась редкая возможность увидеть не только фотографии этих работ, но и живописные эскизы к ним.
Во всех работах, будь то ландшафты родного рудного Алтая, портреты наших знаменитых земляков или тематические картины, пронзительной ноткой звучит искренность и откровенность мастера.
После переезда из Комсомольска-на-Амуре в Хабаровск именно этот город становится для Николая Павловича родным. Здесь он — постоянный участник различных выставок. В частности, поклонникам его таланта из соседнего Китая запомнилась выставка мастера с говорящим названием "Миропонимание в красках" (12+), которая прошла в 1996 году в Харбинском зале местного городского союза художников и каллиграфов. На ней демонстрировались 32 произведения живописи маслом: портреты, пейзажи, натюрморты. Китайская общественность, художники встретили выставку не просто позитивно, а с искренним восторгом.
Примечательно и то, что великолепная работа лика Христа из смальты, выполненная по эскизу художника, по просьбе общественников находится в одном из храмов на территории воинской части села Князе-Волконское.
Не просто видел, но и чувствовал
Оценить широчайший жанровый диапазон известного хабаровского художника Николая Долбилкина пришли на выставку "Огненные годы" (12+) его друзья, близкие, а также почитатели таланта.
Открыла выставку генеральный директор Дальневосточного художественного музея Наталья Толстая.
— Я родилась 25 лет спустя после войны, — обратилась к присутствующим Наталья Владимировна. — Но эти трагические годы испытаний хранятся в моей памяти уж только потому, что мой отец, 1923 года рождения, был непосредственным их участником. 80 процентов его одноклассников-москвичей не вернулись домой, остались на поле боя. Их героические судьбы вызывают закономерное чувство уважения. Мне доводилось общаться с мастерами кисти того поколения. С какой стойкостью и честью они прошли через испытания, предначертанные судьбой, и какими вышли духовно чистыми из тех огненных лет! Я не знала Николая Павловича, но, без всякого сомнения, считаю, что он был из их числа.
Для этой выставки мы достали из своих запасников (это достаточно объёмная вещь) фрагменты мозаики, замечательное авторское творение Николая Павловича. Рядом — два снимка. Они неслучайно здесь помещены, поскольку оригиналы малодоступны и находятся во Дворце судостроителей в Комсомольске-на-Амуре. Финал его творчества — изображение Андрея Рублёва на фоне фрагмента Троицы, что служит украшением выставки. Это означает, что художник пришёл к другой теме, иному образу, и это ему тоже удалось.
Почётный гражданин Хабаровска Александр Михайлович Филонов особо подчеркнул, что художник Долбилкин был не просто художником, воином, но и в некотором смысле философом. Этот героический танкист, одолевший расстояние в "пол-Европы" на боевой машине, в которой однажды горел, многое не просто видел, но и чувствовал, предвидел.
— Он не просто художник, он мыслитель, — продолжил эту мысль Алексей Авдеев, председатель Хабаровского отделения Союза художников. — Я бывал у Николая Павловича в мастерской и дома в молодые годы. Многому у него научился. В процессе полувековой работы на ниве изобразительного искусства он создал целую серию монументально-декоративных произведений в архитектуре. При этом всегда создавал произведения не в угоду штампу, а реализуя своё понимание и видение натуры, наполненной глубоким философским смыслом. События войны развили в нём способность видеть человека как бы изнутри. Особо хочу поблагодарить супругу Николая Павловича, искусствоведа Людмилу Петровну Тарвид. Она всегда помогала мужу при его жизни, сейчас пропагандирует его творчество и ныне внесла должную лепту в организацию настоящей выставки.
Если бы нужно было выбрать образ, символизирующий судьбу Николая Павловича, то, по меткому выражению его супруги, "это был бы зелёный росток на мёртвом асфальте". И на этот раз она сказала много добрых слов о художнике, человеке, муже...
Остаётся только пожелать долгой жизни выставке "Огненные годы" (12+) и благодарных почитателей таланта художника — участника Великой Отечественной войны.
Материал подготовлен газетой "Суворовский натиск" (12+).
АВТОР ТЕКСТА: Ольга ГРЕБЕНЮК