В Центре современного искусства "Заря" состоялась лекция "Советская электронная музыка: от изобретателя Евгения Мурзина до успокаивающего Игоря Леня" (0+). Провел ее резидент "Зари" и человек, изучающий звук и музыку, — Антон Попов. Подробнее о первопроходцах этой группы жанров — в материале ИА PrimaMedia.
На лекции электронная музыка была представлена, как извечно революционно новая идея молодого поколения, какой она и являлась в начале своего существования:
"Это междисциплинарная конструкция. Это новаторские инженерные идеи. Уже в восьмидесятых принимается решение придать данному течению популярную массовую форму, но следом происходит откат к экспериментам. И уже в начале 90-х, в постсоветское время, реализуется множество экспериментов с электронным звучанием: это и техно, и хаус, и драм-энд-бейс, и тот же эйфбенд, популярные по сей день", — рассказал Антон Попов.
Слушатели лекции узнали о выдающихся личностях, сделавших прорыв в этой группе музыкальных жанров, тогда еще только зарождавшейся. Например, о Николае Кульбине, художнике "третьего искусства", исследователе-философе. Подробнее о мастере звука было сказано следующее:
"Он один из первых формировал концепцию свободной музыки. Рассматривал ее не с привычной точки зрения, а как явление физическое или биофизическое, если так можно выразиться. То есть он изучал звуковую форму, как продолжение природы. У нас есть чувства, органы, и с помощью этих чувств и органов мы можем интерпретировать звуковые ландшафты, пространство или звук какого-либо физического объекта. Он манифестирует свободу музыки как основу жизни, которая не ограничена нотами и подчиняется законам природы".
Другой видный деятель в этом жанре — Арсений Авраамов. Изобретатель, композитор, искусствовед, писатель. Он продолжил идеи Кульбина и активно в 20-е годы манифестировал уже в советских журналах об искусстве и музыке о том, что необходимо разрушить традиционный музыкальный строй, что можно отказаться от привычной 12-тоновой системы. Особенно интересный его эксперимент со звуком, способный не на шутку напугать, слушателям продемонстрировал Антон Попов.
"Арсений Авраамов уже ближе к 30-м и в 30-е активно применяет метод рисованного звука, то есть трансформируя нарисованный звук с помощью оптического инструментария в звуковую форму. Я хочу продемонстрировать вам нарисованный звук сирены. Симфония длится более 20 минут. В содержание этой симфонии помимо звуков и шумов фабрик и заводов еще встраивается гимн интернационала, то есть он интегрирован в само звуковую форму, в само содержание", — поделился лектор.
Интересно, что одна из групп, создающих электронную музыку, отличилась выступлением на набережной Спортивной гавани во Владивостоке в 2016 году — это популярные в 80-х Zodiac под руководством Яниса Лусенса. В конце 70-х он со своими товарищами из Латвийской государственной консерватории им. Я. Витола создал группу-ансамбль. И в 1950 году они записали альбом электронной музыки Disco Alliance (18+).
Кроме прочих деятелей, творивших в сфере электронной музыки, таких как Николай Воинов, Лев Термен, Игорь Лень, Игорь Веричев и Валерий Алахов, группа "Арго" и другие, посетители узнали о крайне необычных технологиях получения звука из бумаги и рисунка.
"Рисованный звук осуществляется методом нанесения на бумагу различных графических узоров и потом с помощью необходимого инструментария снимается, наносится на звуковую ленту и воспроизводится", — рассказали гостям.
А также из стекла:
"По принципу нанесения на стекло графических элементов с помощью оптики создается звуковая волна", — сказал Антон Попов.
В течение лекции посетители прослушивали примеры композиций с видеорядом каждого из представленных музыкантов.
Следующая встреча на тему электронной музыки, но уже об афрофутуризме ждет владивостокцев 19 апреля.