Не так давно, 8 апреля, один из ведущих актеров Приморского академического краевого драматического театра имени М. Горького, Народный артист России Владимир Сергияков отметил свое 75-летие. Обозреватель ИА PrimaMedia Александр Куликов побеседовал с юбиляром в его гримерке. Разговор получился душевный, местами откровенный и очень интересный. Запомнился, например, рассказ Владимира Николаевича о его участии в съемках знаменитого оскароносного фильма Акиры Куросавы "Дерсу Узала" (12+), вышедшего на экраны страны в 1975 году.
Как вспоминает Владимир Сергияков роль молодого казака Марченко досталась ему по счастливой (а точнее, несчастливой для киногруппы) случайности. Фильм снимали на пленке шосткинского завода, а не на "Кодаке", как привык Куросава. После проявки снятого материала первой серии, выяснилось, что почти 12 км пленки пошло в брак. Пришлось переснимать.
— Я тогда учился на втором курсе Дальневосточного института искусств, а второкурсник — это, по сути, белый лист. Прямо скажем, мне повезло — парень, москвич, который до этого работал, то ли ногу сломал, то ли что-то еще с ним случилось, — вспоминал Владимир Сергияков.
Как известно, поначалу роль Дерсу Узала, верного друга Арсеньева, Акира Куросава хотел отдать своему другу, знаменитому японскому актеру Тосиро Мифунэ ("Семь Самураев" (12+), "Расмёмон" (12+), "Красная борода" (12+) и другие фильмы Куросавы). Но тот отказался и, как выяснилось, правильно сделал. На его дружбу с Куросавой это не повлияло — Мифунэ приезжал в Москву, чтобы поглядеть на съемки эпизодов фильма, которые проходили в Подмосковье.

Владимир Сергияков в фильме "Дерсу Узала". Фото: скриншот кадра из фильма
На роль Дерсу Узала пробовался советский эстрадный певец Кола Бельды, рассматривалась даже кандидатура Михаила Ульянова. В итоге выбор пал на никому неизвестного актера из Тувы Максима Мунзука.
— Куросава очень сблизился с Мунзуком (Максим Монгужукович Мунзук — советский тувинский и российский актер, один из основателей национального театра, исполнитель роли Дерсу Узала — А.К.), настолько они были внутренне похожи. А Мунзук, он еще и непосредственный. Действительно дитя природы. У него такая органика была! И самоотверженность на съемках. Он, не умея плавать, прыгал с плота на ветку дерева, — рассказал Владимир Сергияков.
Интересная история произошла, когда Владимир Сергияков прилетел из Владивостока в Москву для участия в съемках "подмосковных эпизодов".
— Когда меня в первый раз привезли в Москву, я в гостинице столкнулся с Мунзуком. "Володя, ой, ты приехал! Слушай, давай ты поднимешься ко мне в номер". Я поднялся. Пообщались немного, а потом он и говорит: "Сейчас я тебе буду пьесу читать. Я пьесу написал. Про Ленина. Я Ленина буду играть. Она на тувинском языке, но ты всё поймешь". И он два часа с лишним на тувинском языке мне эту пьесу читал, ну, иногда пояснял что-то. "Ты ведь сам всё понимаешь, да?" Я говорю: "Да", продолжил свой рассказ Сергияков.

Обозреватель ИА PrimaMedia Александр Куликов представляет. Беседа с Народным артистом РФ Владимиром Сергияковым
По его словам, сцену бурана снимали на озере Ханка. Соломин и Мунзук приехали оттуда измочаленные вдрабадан. 12 дублей!
— Камыш резали, укрытия строили. Это был их подвиг. Можно сказать, что получился один из лучших эпизодов мирового кинематографа, — подчеркнул Владимир Николаевич.
И еще одна история о Сергиякове и Куросаве, которую начинающий актер потом рассказывал своим друзьям в общежитии Дальневосточного института искусств, оказалась придуманной им байкой.
— Я понимал, что, когда вернусь во Владивосток, ребята из общежития устроят мне допрос, что и как. И тогда я придумал такую мульку (именно придумал, ничего подобного на самом деле не было), что, когда не было съемок и мы сидели в гостинице, Куросава стучал мне в стенку, я приходил к нему, и мы играли с ним в шахматы. Ребята поверили и спросили, сколько раз я выиграл. Я ответил: "Ни разу. Ну, одну ничью сделал"…