Рынок труда в России, и в том числе в Приморье, хоть и движется в сторону баланса, но остаётся дефицитным. Пока соискатели находятся в комфортных для них условиях, многим работодателям приходится бороться за кандидатов. Об этих и других тенденциях рассказали на Санкт-Петербургском Международном форуме труда (16+) эксперты Авито Работы, а также представители власти и научного сообщества. На мероприятии побывала корр. ИА PrimaMedia.
Человеческий капитал — в фокусе
По данным Авито Работы, в первом квартале 2025 года количество вакансий в Приморье увеличилось более чем вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Подобная ситуация складывается не только в регионе, но и в целом по стране. Низкий уровень безработицы и рост числа вакансий характеризуют российский рынок как соискательский, отметили эксперты в рамках форума. При этом демографическая ситуация не способствует коренному перелому этой тенденции, отметила на пленарной сессии российский экономико-географ, специалист в области социально-экономического развития регионов, социальной и политической географии, доктор географических наук, профессор Наталья Зубаревич. Другие эксперты согласились: по их прогнозам, в ближайшие годы вопрос обеспеченности кадрами не уйдёт из повестки.
"Общая потребность экономики к 2030 году составит 74,3 миллиона человек. Самый интересный разрез прогноза — это не общая численность занятых, а замещающая кадровая потребность. То есть сколько людей понадобится, чтобы заместить тех, кто будет выходить на пенсию. За пять лет объем этой кадровой потребности, по нашим прогнозам, составит почти 11 миллионов человек", — рассказал заместитель министра труда и социального развития РФ Дмитрий Платыгин на площадке форума.
О переломе говорить не приходится, в последнее время рынок ищет баланс, отметил управляющий директор Авито Работы Дмитрий Пучков.

Дмитрий Пучков. Фото: Александр Жолобов, Авито Работа
"Пока мы называем это гармонизацией. Работодателю стало чуть проще заполнить свои вакантные места, а соискатель находится в комфортной ситуации, когда вполне реально найти работу. При этом работодатели делают ставку на программы развития сотрудников, повышение эффективности и производительности. Им приходится адаптироваться к требованиям рынка и предлагать конкурентные условия труда, работать над собственным HR-брендом", — отметил Дмитрий Пучков.
Гонка зарплат
Чтобы не проиграть в борьбе за кадры, работодатели вовлекаются в так называемую "гонку зарплат". Уровень оплаты труда растёт во всех регионах. Так, по данным Авито Работы, по итогам трёх месяцев размер средней предлагаемой зарплаты в Приморье увеличился на 17% год к году и составил 77 205 рублей при графике "Полный день".
И всё-таки в последнее время "гонка" постепенно замедляется, по крайней мере, такая тенденция наметилась. В ход идут и другие средства привлечения специалистов, подчеркнул Дмитрий Пучков.

Самые высокооплачиваемые профессии дальневосточного региона назвали в рамках Санкт-Петербургского Международного форума труда
Одно из таких — пересмотр форматов занятости в сторону гибких. Февральский опрос Авито Работы показал, что "удалёнка" или гибридный график — это то, что больше всего волнует соискателей, если не брать в счёт денежное вознаграждение. И работодатели это ощущают. Так, в первом квартале 2025 года количество вакансий с отметкой, что они подходят для студентов, увеличилось в Приморском крае на 109%, а для пенсионеров — на 156% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
На третьем месте — стабильность и надёжность компании. Именно поэтому работодатели уже начали работать над своим HR-брендом. Ещё один способ не проиграть в борьбе — расширение границ найма и поиск сотрудников за пределами населённого пункта и даже региона.
Нанять или удержать?
В условиях нехватки рук перед бизнесом стоит вопрос: выгоднее всё же нанимать новых сотрудников или удерживать имеющихся? Эту тему подробно обсудили в рамках собственной сессии Авито Работы.
"Найм — это сложный, многоступенчатый процесс. В среднем подбор одного специалиста может стоить от 50 до 150 тысяч рублей. Если мы говорим о чистом времени, которое затрачивают специалисты на закрытие той или иной вакансии, то это время составляет от 40 до 80 часов", — отметил директор по развитию Авито Работы Роман Губанов.
При этом если говорить об удержании, то в среднем повышение заработных плат одного сотрудника может обойтись компании в 60-120 тысяч рублей в год плюс дополнительные затраты на социальные льготы, добавил Роман Губанов. А участники форума подытожили: стратегия должна быть комплексной. При этом удерживать кадры — очень важно и выгодно.
"Если выбирать между наймом и удержанием — однозначно удерживать и развивать. Благодарность за вложения в людей не заставит себя ждать", — считает директор департамента подбора персонала и управления кадровым резервом Заполярного филиала "Норникеля" Маргарита Казакова.
По её словам, одним из эффективных решений в борьбе за кадры в компании стал рехайринг. Так, за год возможно вернуть 8% бывших сотрудников. Помочь в адаптации приезжих специалистов может запуск лендинга о жизни и работе в новом городе. Эксперт также подчеркнула важность взаимодействия с вузами и ссузами. Если расширить географию учебных заведений-партнёров, можно повысить количество трудоустроенных выпускников в пять раз, добавила она.
Как готовить кадры?
Один из трендов современного рынка труда — оторванность системы образования от реальных потребностей бизнеса. Такая мысль тоже прозвучала в рамках форума. Поэтому для вузов в новой реальности важно "правильно сформировать техническое задание" с указанием того, каких людей хотят получить на выходе предприятия, считает Дмитрий Пучков. Другие эксперты с такой позицией соглашаются.
"Требуется синхронизировать программы подготовки рабочих и инженерных специальностей с реальной ситуацией на производствах страны. Кроме того, программы подготовки должны меняться оперативно, исходя из ситуации в сегменте развития техники и науки. Подготовка кадров сегодня требует мобильности. Сегодня нужны одни специальности, завтра другие — на это нужно оперативно реагировать", — подчеркнул председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов.

Интервью с Татьяной Терентьевой — о настоящем и будущем университета, наиболее популярных направлениях и внедрении ИИ
Председатель Федерации независимых профсоюзов России Сергей Черногаев подчеркнул, что профессиональное образование должно быть направлено, прежде всего, на умение обучаться и применять знания на практике. При этом оно должно быть непрерывным.
"В условиях нехватки кадров качество и эффективность работы персонала становятся ключевыми факторами роста экономики. После трудоустройства работник также должен иметь возможность продолжить профессиональное развитие: либо путем повышения квалификации, либо путём освоения смежных профессий. Профсоюзы считают, что для реализации задач по непрерывному профессиональному развитию требуется осуществить ряд мер: использовать инструмент государственно-частного партнерства для насыщения лабораторий и учреждений СПО и высшего образования современным техническим оборудованием; обеспечить государственную поддержку социально-ответственному бизнесу, который самостоятельно организует дополнительное профессиональное образование на собственной материально-технической базе; установить государственное субсидирование заработной платы наставников на предприятиях", — отметил Сергей Черногаев.
Переобучение сотрудников действительно набирает популярность на рынке труда. По данным Авито Работы, 49% соискателей готовы получить новые профессии, если работодатель предложит такую возможность. Однако лишь 17% вакансий на рынке предлагают обучение на рабочем месте, что оставляет значительный потенциал для улучшений.
Заместитель директора Центра компетенций по организации спецпроектов в кадровой сфере ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России Лидия Лебедева заметила на одной из дискуссий, что у бизнеса есть возможность воспользоваться субсидиями на переобучение сотрудников — до 70% затрат компенсируются государством при подготовки специалистов по нужным экономике направлениям. Также возможны финансирование дополнительного образования для предприятий оборонно-промышленного комплекса, покрытие расходов на релокацию сотрудников, субсидии за найм ветеранов-инвалидов, а также на переоборудование рабочих мест для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Где брать молодых?
По данным Авито Работы, численность молодёжи 20-34 лет, если сравнивать с тем, что было 10 лет назад, снизилась на 26% — такова демографическая структура. А на 7% упал уровень участия молодёжи в рабочей силе за последнее десятилетие.
"Первая сложность, с которой сталкивается работодатель — это снижение предложения такого рода специалистов на рынке труда. Поэтому если работодатель по каким-то причинам нацелен на молодую аудиторию, то он вступает в гораздо более ожесточенную конкурентную борьбу с другими работодателями", — считает управляющий директор Авито Работы Дмитрий Пучков.
Он также отметил, что вокруг молодёжи на рынке труда витает немало стереотипов. Например, считается, что молодая аудитория склонна выбирать офисные профессии. При этом в последние годы наблюдается всплеск интереса молодых к рабочим профессиям.

Санкт-Петербургский Международный форум труда. Фото: Александр Жолобов, Авито Работа
Способы привлечения этой аудитории на предприятия обсудили в рамках пленарной сессии. Сооснователь клуба "HR в госсекторе" Алена Гейдт предложила учитывать различия поколений и современные установки. Например, такие: регулярное потребление важнее созидания, ценность быстрого достижения результата и одобрения окружающих, особо высокие требования к рабочему месту, отсутствие долгосрочных траекторий развития и другие.
Чтобы привлекать молодёжь, нужно использовать, по её мнению, современные инструменты. К примеру, можно сделать "распоковку" офиса для потенциальных специалистов, упаковать лайфхаки от работающих сотрудников, сосредоточиться на микрообучении через короткие видео или поощрять создание контента молодыми работниками.
Невсемогущий ИИ
Автоматизация, роботизация, внедрение технологий искусственного интеллекта — всё это может упростить работу сотрудников и, следовательно, помочь работодателям в условиях нехватки кадров, в том числе, с подбором специалистов. Разговор об этом на площадке форума заходил неоднократно.
Так, сегодня на платформе Авито Работа (12+) искусственный интеллект подбирает рекомендации на основе анализа поведения соискателей, ускоряет общение в чате, сигнализирует работодателям о неконкурентном уровне их заработной платы. С помощью ИИ соискатели генерируют на платформе конкурентоспособные резюме, а работодатели — описание вакансий. Тем не менее, любые технологии не смогут полностью развернуть рынок в сторону работодателя, считают эксперты.
"Автоматизация позволяет сокращать ресурсы, с ней мы можем прийти к дополнительному балансу, но вряд ли — к ситуации, где мы получим избыточное предложение рабочей силы. Свойства искусственного интеллекта тоже не стоит преувеличивать. Он действительно изменил многие сферы, но не избавил от потребности в кадрах, а увеличил базовое требование к специалисту. Раньше без знания ПК было трудно претендовать на серьёзную работу, теперь похожая ситуация складывается с ИИ", — отметил Дмитрий Пучков.
Тем не менее, умалять способности ИИ по избавлению сотрудников от рутинной работы, тоже нельзя, добавил эксперт. Технологии и люди — это не про "вместо", а про "вместе", поддержали коллегу выступающие.
Тренд на подработки
Подработка — ещё один тренд современного рынка труда. По данным Авито Работы, в первом квартале 2025 года количество вакансий с возможностью подработки в Приморье выросло на 100% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Чаще всего временную занятость в регионе предлагают в сфере логистики и грузоперевозок, в розничной и оптовой торговле, в сфере такси и пассажирских перевозок. Квалифицированным специалистам предлагают подработку по профессии. Так, вакансии для частичной или проектной занятости публикуются в сфере бухгалтерии и финансов, в образовании, дизайне, маркетинге, юриспруденции. Интересно, что многие молодые специалисты, только получившие дипломы, приходят на первое рабочее место, уже имея опыт подработки.
"Привлечение временного персонала позволяет компаниям эффективнее закрывать вакансии в условиях нехватки кадров и решать актуальные рабочие задачи, например, в периоды повышенного спроса на продукцию и услуги. Как выяснилось в ходе одного из исследований Авито Работы, основными причинами, по которым россияне берут подработку, являются желание иметь несколько источников дохода и способ занять свободное время, а также стремление накопить на крупную покупку и участие в интересных проектах", — говорит Роман Губанов.

Роман Губанов. Фото: Александр Жолобов, Авито Работа
Платформенная занятость
Платформенная занятость — это совершенно новая форма занятости, при которой люди находят задачи для выполнения через цифровые платформы. Платформы, в свою очередь, связывают исполнителей и клиентов. По оценкам НИУ ВШЭ, такого рода занятость в России продолжает расти: в 2024 году её охват достиг 16% взрослого населения России. Однако только 3,5% делают такую работу основной.
"Платформенная занятость остаётся преимущественно дополнительным заработком. Важно подчеркнуть неоднородность платформенной занятости: в неё вовлечены как курьеры и водители, так и преподаватели, репетиторы и IT-специалисты. Такая разбивка по квалификации опровергает стереотип о низкоквалифицированном характере данного сегмента экономики", — подчёркивает ведущий научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ Светлана Бирюкова.
О принципах работы таких платформ рассказал GR-партнёр Авито Подработки (12+) Павел Тихонов. Смена, которую предлагает заказчик, от 4 до 12 часов, и сумма вознаграждения показывается потенциальным исполнителям, а те — выбирают нужную. При этом надёжность компании-заказчика можно определить по системе рейтинга. Кроме того, платформа проверяет партнёров через "Госуслуги" (6+). Когда исполнитель начинает работу, он считывает QR-код. Таким же способом он уведомляет платформу об окончании смены. Через определённое правилами платформы время исполнителю зачисляются деньги.
Директор по правовым вопросам "Яндекс Go" Елизавета Турбина акцентировала своё внимание на роли платформенной экономики в обществе. По словам эксперта, она довольно велика, особенно если говорить о социально уязвимых категориях населения.
"Цифровые платформы — это инструмент для развития человеческого капитала в смысле обогащения городской среды, упрощения, приобретения необходимых услуг в области транспорта, в области доставок, в области обеспечения маломобильных категорий граждан и так далее. Это также инструмент для получения дополнительного заработка теми категориями граждан, которые в таковом очень нуждаются", — говорит она.

В целом, рынок труда в регионе характеризуется экспертами как соискательский
Заведующая лабораторией доказательной регуляторики Института Гайдара Любовь Филина представила международный опыт: в ЕС и Индии платформы регулируются по признакам контроля над исполнителем, в то время как в США и Южной Корее — по сферам деятельности (такси, доставка и другое). В России же пока наблюдается смешанный подход, что, по мнению экспертов, может замедлить развитие как платформ, так и правовой определённости для занятых.
Участники сессии сошлись во мнении, что дальнейшее развитие платформенной занятости требует взвешенного подхода: с одной стороны — признания её экономического и социального потенциала, с другой — выработки адекватных механизмов защиты прав участников и соблюдения баланса интересов между платформами, исполнителями и государством. Регулирование должно быть осторожным, считают эксперты, чтобы не "задушить" важный сегмент.
"Для нас сейчас задача номер один — это создать то регулирование, которое позволит платформам вместе с государством решать совместные проблемы в части дефицита. И второе — это как раз позволить потенциальным заказчикам выйти на этот рынок, чтобы люди могли находить себе возможность для подработки и роста благосостояния. Нельзя "зарегулировать" платформы так, чтобы эта часть экономики перестала существовать", — подытожил Павел Тихонов.