Обнародованные ГИБДД России схемы решения спорных дорожных ситуаций эксперты признали незаконными. Объяснение простое: ГИБДД не имеет права трактовать ПДД на свое усмотрение. Но все же делает это, придерживаясь железного принципа: водитель всегда неправ. По мнению экспертов, судьи и полиция в сговоре, а потому чаще всего водителя наказывают по всей строгости закона, даже если его вина не так серьезна, сообщает Autonews.
"В этом вопросе и для нас много неясного. В частности, то, почему практически все случаи трактуются в пользу максимально жесткого наказания. Знаете, как говорят в народе: все, что не запрещено, то разрешено. У властей и в Госавтоинспекции есть другая поговорка, с прямо противоположным смыслом: все, что не разрешено, то запрещено", - рассказал глава "Федерации автовладельцев России" Сергей Канаев.
Говоря о ситуации со схемами, эксперт предположил, что в будущем они вполне могут быть узаконены: "По всей видимости, в скором времени последует реакция Верховного суда, после чего мнение гаишников относительно "штрафных" случаев на дороге будет окончательно узаконено. Если со стороны автомобилистов так и не последует жалоб".
В свою очередь, председатель "Движения автомобилистов России" Виктор Похмелкин считает, что красочные схемы от Госавтоинспекции не должны были появляться на свет в принципе.
"ГИБДД не имеет права действовать на правовом поле. Но беда в том, что это все-таки делается, причем трактовки всегда односторонние и, естественно, не в пользу водителей. Это притом, что существует законодательная норма, согласно которой, если есть сомнения в вине определенного человека, закон должен быть на его стороне, а не на стороне обвинителей. Налицо сговор судов и гаишников - по нашим оценкам, почти 40% автомобилистов, лишившихся прав, были невиновны, или виновны не в той степени, чтобы становиться по решению суда пешеходами", - утверждает Похмелкин.

Схемы вызвали множество споров. Фото: Автор: ГИБДД
"Самое удивительное, что дела о нарушении ПДД разбирают люди, которые вообще никогда не водили машину и не имеют водительских прав - таких среди мировых судей 40%, - пояснил глава "Движения автомобилистов России". - Поэтому единственный выход, который я вижу на сегодняшний день - это изменение судебной практики. Сделать это все же проще, чем провести реформу ГИБДД - там уже никакая реформа не поможет, нужны хирургические методы".
Еще более категорично высказался адвокат и правозащитник Леонид Ольшанский.
"Трактовать законность привлечения к ответственности может Верховный суд. И, как мы видим, ГИБДД приравняла себя к Верховному суду. Более того, составив схемы так, что из них следует: за 90% нарушений ПДД следует лишение прав. Но любой суд, судья, прокурор - они не присутствовали на месте нарушения. А значит, представляют себе, что на самом деле случилось, только исходя из документов, поданных сотрудником Госавтоинспекции, и по словам водителя. Таким образом, в случае если водитель считает себя невиновным, он должен всегда писать в протоколе "не согласен" и объяснять это тем, что ехал с разрешенной скоростью, ориентируясь по знакам, а то, что вдруг, нечаянно оказался на встречной полосе - ложь. Ее можно объяснить тем, что инспектор требовал взятку, так и тем, что он занимался сбором штрафного урожая", - утверждает Ольшанский.
Ольшанский также отметил, что "по нашему законодательству водитель имеет право требовать прибытия к месту разбора адвоката, и если инспектор ему в этом отказывает, заполняя протокол, то суд - нормальный суд - может посчитать это дело закрытым с самого начала, т.к. сотрудником ДПС были совершены грубейшие нарушения при оформлении нарушения ПДД".

Схемы ГИБДД признали незаконными. Фото: Автор: ГИБДД
"На мой взгляд, Госавтоинспекция в рамках своей компетенции может трактовать ПДД. Хотя со стороны юристов не все в этом вопросе воспринимается однозначно. Тем не менее, у водителя всегда есть возможность обжаловать решение инспектора, для этого есть 10 дней, а если он не согласен с вердиктом суда, то может подать жалобу в вышестоящую инстанцию. Но в общем и целом, конечная истина - не за ГИБДД, а за судьями", - говорит Лысаков.
Парламентарий напомнил, "что неоднократно ставился вопрос принятия ПДД как федерального закона".
"В таком случае, - уверен он, - при внесении любых изменений будут проводиться общественные слушания, с привлечением как МВД, так и профессионального сообщества, будет широкое обсуждение, и уж как минимум, о новых правилах водители не будут узнавать постфактум".
Напомним, на прошлой неделе гаишники опубликовали целую подборку красочных схем, на которых изображены дорожные ситуации, грозящие водителям серьезными штрафами и лишением прав. Это было подобно взрыву бомбы: автомобилисты обрушились на ГИБДД с аргументированной критикой, к схемам возникло немало вопросов.