"Черный" хлеб возвращается на прилавки Владивостока. Повышение цены на хлеб "Подольский" всегда вызывало определенную реакцию со стороны потребителей и властей. На этот раз, когда основной производитель массового сорта хлеба ОАО "Владхлеб" повысил отпускную цену на 90 копеек, потребители восприняли эту новость довольно спокойно. И этому есть причины: в Приморье недостатка в недорогом хлебе уже давно нет, сообщает "Золотой Рог".
Тот же "Подольский" только во Владивостоке производят в общей сложности пять хлебопекарен. И отпускные цены у четырех из них держатся в зависимости от веса булки на уровне 15-18 рублей. На этом фоне "Владхлеб" с новой отпускной ценой 20,1 рублей за булку в принципе не конкурирует с ними по цене, разве что по качеству, которому предприятие всегда придавало первостепенное значение.
Но выбор для потребителя обеспечен, а сам хлеб "Подольский" в этой ситуации явно теряет свой "политический вес".
У власти появляется все больше оснований обратить внимание на рост цен в других жизненно важных сферах.
Повышение стоимости "Подольского" последний раз было в конце 2010 года. С тех пор хлебный рынок существенно изменился. С одной стороны выросла себестоимость хлеба, что привело к тому, что "Подольский", по оценкам экспертов, даже при последнем повышении остается продуктом с минусовой рентабельностью.
"В течение 2011 года подорожание коснулось всех слагаемых себестоимости хлеба "Подольский", а именно: стоимость сырья, технологической энергии, коммунальных услуг, тарифы по доставке сырья железнодорожным транспортом, увеличение налоговой нагрузки, - прокомментировала ситуацию руководитель пресс-службы "Владхлеба" Татьяна Иншакова. - Кроме этого, значительную долю затрат в стоимости Подольского занимают общехозяйственные расходы.
Для обеспечения стабильной работы предприятия, сохранения доступности социальных сортов хлеба и качества выпускаемой продукции ОАО "Владхлеб" продолжает модернизацию предприятия. В частности, в июне прошлого года по лизингу приобретен и установлен комплекс технологических линий формового хлеба".
С другой стороны, все это время усиливалась конкуренция на хлебном рынке за счет появления новых игроков. У действующих хлебопекарен в последнее время стали активно отбирать долю рынка, прежде всего, мелкие пекарни при супермаркетах, имеющие возможность снизить цену за счет "короткой" цепочки доставки продукции от производителя до прилавка.
"Во Владивостоке у нас не при каждом супермаркете работает пекарня полного цикла, в некоторых только мини-пекарни, рассчитанные на ограниченный ассортимент, - говорит коммерческий директор сети супермаркетов "Фреш 25" Виктория Хазова, - по краю в каждом супермаркете мы производим полный ассортимент хлебобулочных изделий, там работают пекарни полного цикла. Это производство - довольно-таки доходная статья для предприятия.
Мы стараемся удешевлять производство, не используем никакие смеси, которые ведут к удорожанию. Вся рецептура рассчитана на использование традиционного сырья. В результате выпечка получается недорогая. Мы рассчитываем наращивать объемы производства, отрабатываем новые рецепты. Но "Подольского" пока не планируем выпекать – еще не овладели рецептурой, которая была бы идентична самому популярному в городе хлебу. Для нас вопрос не в цене, а в качестве. Срок хранения "Подольского" небольшой и важно, чтобы его быстро раскупали".
Переход доли рынка от традиционных производителей к супермаркетам пока только набирает обороты. Очевидно, до серьезного перераспределения долей все-таки еще далеко. А вот уход приморских хлебопекарных предприятий от такого потребителя, как армия и флот, может существенно повлиять на объемы производства.
Госконтракты на продовольственное обеспечение военных сейчас практически полностью перешли крупным московским компаниям. Вместе с другими продуктами хлеб военным на Дальний Восток везут с западных регионов страны.
Еще одной заметной особенностью в отрасли края в последнее время, по мнению наблюдателей, стала тенденция возврата к практике 90-х годов, когда свободно чувствовали себя на рынке разного рода "черные" производители хлеба, не учтенные нигде пекарни, занимающиеся выпечкой то ли на квартирах, то ли в подвалах.
По оценкам экспертов, их доля на рынке сегодня не менее 15%. С ними сложно конкурировать любому легальному производителю, тем более их продукция продается зачастую под марками известных в крае пекарен.