Действующие тарифы на содержание жилья во Владивостоке не соответствуют экономическим реалиям и являются откровенно убыточными для управляющих компаний. Эксперты в области ЖКХ сходятся во мнении, что от этого дисбаланса страдают в первую очередь добросовестные организации. То есть те, кто ставит своей целью выполнение договоров на обслуживание, как говорится, "от" и "до" и, согласно закону, не поднимает тарифы без согласия собственников жилья. Корр. РИА PrimaMedia решил выяснить, из чего складывается тариф на содержание жилого фонда и является ли он достаточным для качественного выполнения всех необходимых работ.
В качестве наглядного примера возьмем условный (типовой) пятиэтажный шестиподъездный дом жилой площадью 4 119 кв. метров.
Сейчас жители большинства таких домов должны оплачивать услуги по содержанию дома (согласно предоставленным редакции PrimaMedia квитанциям) из расчета 11,62 рубля за 1 кв. метр жилой площади. Вооружаемся справочными и нормативными документами и начинаем высчитывать реальный тариф.
Обслуживание дома состоит из утвержденного ряда санитарных и технических работ, для выполнения которых привлекаются: уборщик лестничных клеток, дворник, сантехник, электромонтер, электрогазосварщик, плотник, стекольщик, штукатур-маляр и кровельщик.
Посчитаем, для примера, во что ежемесячно должны обходиться дому услуги уборщицы.
По утвержденным на 2012 год нормативам, одна уборщица за оклад в 4,2 тысячи рублей должна обслуживать 840 кв. метров лестничных клеток. В "нашем" условном типовом доме - 520,6 кв. метров клеток, следовательно - на пятиэтажку приходится 0,62 ставки уборщицы, выполняющей работу первого разряда. С учетом минимального размера оплаты труда, дальневосточной и районной надбавок, других компенсационных выплат и 50% премии получается 7121 рубль в месяц – именно столько ей должны заплатить за уборку в этом доме.
Добавим к этой цифре 30%, которые работодатель (в данном случае - управляющая компания) ежемесячно должен заплатить за каждого работника в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, налоговую службу и другие органы. Таким образом, труд уборщицы — строго по нормативам! - обойдется пятиэтажке в 9 258 рублей в месяц.
Такие же расчеты проведем по всем другим необходимым работникам, и получим общий ежемесячный фонд заработной платы – в 39 703 рубля.
Все рабочие должны быть обеспечены спецодеждой, получать инструменты, инвентарь, расходные материалы - от лампочки до чистящего средства. Количество всего этого опять же рассчитывается по государственным нормативам, а вот закупается пусть и по оптовым, но все же рыночным ценам. По подсчетам корр. РИА PrimaMedia, расходы на эти цели могут составить сейчас в среднем 8 065 рублей в месяц.
Еще 1 094 рубля в месяц стоят услуги специальных организаций, которые ведут борьбу с насекомыми и крысами, причем дезинсекция и дератизация проводятся строго по нормативному графику.
Поскольку управляющие компании обслуживают дома с помощью сторонних подрядных организаций, приходится учитывать также накладные расходы этих предприятий — прибавим еще усредненные 13,6% от уже сложившейся суммы и еще 6% - налогов по УСН (упрощенной схеме налогообложения). Таким образом, услуги подрядчиков и специализированных организаций в нашем случае должны обходиться дому в 58 439 рублей в месяц.
Прибавляем к получившейся сумме 4 023 рубля — во столько ежемесячно обходится содержание обязательной аварийной службы УК и обслуживание теплового узла. Еще 3,37 рубля/кв. метр за вывоз мусора сторонней организацией. И в итоге на все указанные затраты — еще 11,7%.
Это - услуги управления, т.е. банковские комиссии, услуги информационно-расчетного центра, печать квитанций, ведение лицевых счетов жильцов и расчетного счета дома. Сюда же входит и плата за работу собственно УК – ориентировочно 4,8%.
Остается лишь поделить полученные в итоге 83 650 рублей на 4 119 кв. метров жилой площади дома, и в итоге наш типовой объективный тариф на содержание жилья в пятиэтажном доме готов — 20 рублей 30 копеек за 1 кв. метр жилой площади в месяц.
Напомним: действующий на сегодняшний день тариф для жильцов большинства таких пятиэтажек составляет 11,62 рубля. По сути, он мало чем отличается от тарифа, принятого городской администрацией в 2006 году.
Именно за такой тариф упорно "держатся" собственники квартир, а изменить или обойти их решение управляющая компания не может — это было бы незаконно. Созданные почти повсеместно Советы многоквартирных домов, по словам представителей владивостокских УК, в основном категорически отказываются даже рассматривать предложения приблизить действующий тариф к экономически обоснованному.
В такой по сути абсурдной ситуации добросовестным управляющим компаниям приходится буквально выкручиваться, чтобы продолжать обслуживать многочисленные подобные дома.
"Пока спасает только одно - очень жесткий контроль за работой подрядчиков и сторонних организаций. Малейшие недоработки сразу фиксируются актами, и по итогам месяца нерадивым подрядчикам выплачиваются меньшие, чем указанные в договоре, суммы", - поделилась с корр. РИА PrimaMedia заместитель генерального директора УК Первореченского района Татьяна Плотникова.
Но такие ухищрения не могут спасать ситуацию вечно. Стабильно увеличивается стоимость расходных материалов. Возрастает налоговая нагрузка на предприятия, дорожали и продолжают дорожать услуги сторонних организаций.
Наглядный владивостокский пример - ситуация с вывозом мусора (ТБО). А именно – в ранее принятом тарифе на утилизацию ТБО заложено 0,07 рубля. Сегодня это "удовольствие" обходится в 31 копейку, а с 1 апреля 2012 года стоимость повысится до 61 копейки.
Медленно, но - тем не менее! - увеличивается размер минимальной заработной платы (МРОТ). К слову, именно экономическая невозможность хоть как-то приблизить зарплату рабочих к "рыночному" уровню приводит к тому, что квалифицированные и ответственные работники покидают сферу ЖКХ, от чего напрямую страдают жители многоквартирных домов.
Исправить сложившуюся ситуацию может лишь конструктивный диалог между собственниками квартир и управляющими организациями.
"Что касается нашей управляющей компании, мы готовы в любой момент предоставить собственникам жилья все необходимые расчеты, и только приветствуем контроль за нашей работой со стороны жителей и Советов многоквартирных домов", - отметили в УК Первореченского района.