Рост рынка клининговых услуг породил в Приморском крае известную проблему - демпинг. Небольшие компании, работающие, по сути, в режиме home-office, грозят "уронить" уборочный бизнес. Сделать это до сих пор не удалось лишь потому, что спрос только набирает обороты, пишет "Конкурент".
В развитых странах профессиональные клининговые компании обслуживают около 80-90% нежилых помещений, а конкуренция между игроками настолько сильна, что новичкам приходится прилагать титанические усилия, чтобы удержаться на плаву. В Приморье сложилась прямо противоположная ситуация. Конкуренция нарастает, но и порог входа на рынок остается довольно низким.
По информации экспертов, в настоящее время на рынке присутствует 10 крупных компаний и множество маленьких. Причем последних с каждым годом становится все больше. Семен Шаповалов, генеральный директор клининговой компании "Грин", связывает данное обстоятельство с возросшим спросом:
"В быт людей все больше проникает европеизация - вызов домработницы перестает быть роскошью, как это было еще 10 лет назад".
Открытие бизнеса в данной сфере не требует крупных вложений. Многие компании начинают работу без офиса, принимая заявки на дому, т.е. отпадает необходимость оплачивать аренду и огромный набор средств для уборки. Еще, как правило, такие фирмы ограничиваются двумя-тремя сотрудниками, которые при этом часто являются соучредителями, и первое время, пока компания раскручивается, обходятся небольшой заработной платой.

Открытие бизнеса в этой сфере не требует больших вложений. Фото: Автор: https://www.ua.all.biz/s230649/
Данил Пикин, директор компании "Иван Купала": "В этой сфере много маленьких компаний, у которых небольшой штат, минимальный набор оборудования и услуг, при этом работают они в режиме home-office. Их преимущество в том, что при малых вложениях окупаемость происходит быстрее, чем у крупных фирм. Тем не менее большим компаниям они серьезной конкуренции не составляют, т.к. не имеют достаточных ресурсов и опыта в специализированных типах клининговых работ".
"Конкуренция в сфере клининга очень большая, - считает Шаповалов. - На рынке много маленьких компаний, которые, не неся крупных затрат на содержание штата и покупку оборудования, имеют возможность устанавливать стоимость услуг ниже среднерыночной.
Крупные компании сталкиваются с куда более серьезными затратами и не могут урезать цену без убытка для себя".
Еще один фактор наличия на рынке большого количества клининговых компаний - возможности, открывающиеся при участии в тендерах. "Рост клинингового рынка во Владивостоке обусловлен обилием аукционов и тендеров по оказанию данных услуг, объявляемых государственными и в меньшей степени коммерческими структурами, - рассказала Юлия Шатайло, коммерческий директор ООО "Ротекс". - Причем есть конкурсы, где требования не слишком большие, поэтому участвовать в них могут даже ИП, что является причиной обилия фирм-однодневок. Конкуренция сейчас очень высокая.
Выигрывать тендера все сложнее. Местный рынок начинают осваивать хабаровские и московские компании".
Участники рынка отмечают, что наиболее привлекательным сегментом целевой аудитории являются коммерческие и государственные структуры, но спрос на клининговые услуги среди них пока невысок - переходить на аутсорсинг многие не торопятся. Пока основную массу клиентов составляют частные лица.
"На клининговые услуги спрос увеличивается в основном среди частных лиц, - говорит Шаповалов. - Что касается коммерческих организаций, то здесь сложнее. Многие из них еще морально не вышли из советских времен, предпочитая держать персонал в штате, нежели перекладывать работу на специализированную организацию. Да, некоторым это просто невыгодно, но есть и те, кто не хочет ничего менять из принципа. С московскими компаниями, которые открывают здесь представительства, в этом плане проще, для них эффективность работы по системе аутсорсинга очевидна".
Дмитрий Абросимов: "Физические лица обращаются чаще, чем юридические. Немногие компании считают, что им финансово выгодно для постоянных клининговых услуг привлекать стороннюю организацию или переходить на аутсорсинг. Зачастую коммерческие структуры заказывают разовые генеральные уборки".
"Если говорить о коммерческих организациях, то использование клининговых услуг очень выгодно тем, у кого большие площади, - объясняет Пикин. - Им даже проще перейти на аутсорсинг, поручив вопрос найма персонала и уборки сторонней организации. Но таких крупных компаний в городе сравнительно немного. Небольшие компании в основном пользуются разовыми услугами, такими как мойка фасадов или химчистка. Но есть и те, кто перешел на постоянное обслуживание. Спрос на услуги клининговых компаний уверенно растет среди частных лиц. Количество клиентов, которым нужна ежедневная уборка, пока не слишком велико, а вот число тех, кто заказывает разовые типы уборок, растет более интенсивно".

По прогнозам экспертов, рынок клининговых услуг в Приморье будет расти. Фото: Автор: https://uborkadoma-spb.ru/?id=2
Дмитрий Абросимов: "Рынок клининговых услуг в дальнейшем будет расти, потому что есть спрос, и открытие бизнеса в данной сфере не слишком затратно".