Инновационная система активного пожаротушения, смонтированная на пилоне М7 мостового перехода через пролив Босфор Восточный, успешно протестирована и введена в эксплуатацию на острове Русском. Уникальная российская разработка позволяет подавать воду на высоту более 350 метров и эффективно бороться не только с пламенем, но и со льдом, сообщили РИА PrimaMedia в пресс-службе филиала УСК "МОСТ" во Владивостоке.
Российские ученые создали и внедрили технологию, позволяющую многократно повысить эффективность борьбы с огнем, снизив при этом расход воды до минимума. Оказалось, что тушить пожары на самых сложных и труднодоступных участках можно при помощи "холодного тумана", а точнее – температурно-активированной воды (ТАВ).
"Для тушения пожаров лучше подходит горячая вода – это специалисты выяснили еще в начале прошлого века. Однако такая технология чревата для человека серьезными травмами, причем, как от огня, так и от кипящей воды. Так вот, когда горящую нефть тушили горячей водой, сначала ее нагревали до высоких температур закипания. То есть, она становилась "перегретой", а наша является, наоборот, "недогретой", – поясняет принципы работы установки профессор Академии государственной противопожарной службы МЧС России Владимир Роенко. – ТАВ закипает мгновенно, когда попадает в атмосферу, но не за счет высокой температуры, а за счет разности давления.

Пожары тушат при помощи холодного тумана. Фото: Автор: Игорь Лищук
В нашей установке она нагревается до 160-210°С под давлением 130–200 атмосфер, а когда наконец выходит из распылителя, давление мгновенно падает до 1 атмосферы. В результате на конце пожарного ствола образуется облако пара, который образует пленку на горящей поверхности и резко снижает температуру. Поясню, за счет чего это происходит. Из курса школьной химии все знают, что горение есть реакция окисления, то есть соединение кислорода с горючим веществом. Процесс пожаротушения с использованием "тумана" состоит в том, что мельчайшие капли воды размером от 1 до 10 микрон "цепляют" частицы горючего вещества вместо кислорода – замещают собой кислород и горение прекращается. Отсюда и быстрое снижение температуры в очаге пожара. Мы берем на себя смелость утверждать, что наша разработка относится к нанотехнологии. Ведь в ее основе лежит изменение свойств материала – мы меняем структуру воды и получаем новые свойства.
Следует отметить еще один принципиальный момент. При борьбе со стихией обычной пожарной техникой в лучшем случае непосредственно для тушения огня используется до 10% воды, а оставшиеся 90% проливаются впустую. Применение искусственного "тумана" дает прямо противоположный эффект: 90% воды используется по назначению. И при этом она не утекает, а висит облаком в течение почти 40 минут. Инновационный метод позволяет расходовать в 10 раз меньше воды при тушении на открытом воздухе и в 50-100 раз – в закрытом помещении.

Система действует. Фото: Автор: Игорь Лищук
"В настоящий момент система активного пожаротушения успешно протестирована и введена в эксплуатацию на обоих пилонах мостового перехода – на полуострове Назимова и на острове Русском, – отметил заместитель начальника отдела охраны труда филиала "УСК МОСТ" во Владивостоке Вячеслав Сафронов. – Такая технология – с организацией пожаротушения на высоте более 300 метров от мобильной пожарной машины – на пилонах моста через пролив Босфор Восточный применяется впервые в мире".
"Важная отличительная особенность уникальной системы, созданной отечественными учеными и специалистами, состоит в ее многофункциональности, – подчеркнул директор филиала ОАО "УСК МОСТ" во Владивостоке Алексей Баранов. – Современная технология позволяет не только эффективно предотвращать возможное возгорание, но и вести борьбу с обледенением и снежными наростами. Все эти возможности инновационной системы впервые в мировой практике будут использованы для обеспечения безопасности мостового перехода через пролив Босфор Восточный и после ввода уникального объекта в эксплуатацию".