Станислав Наумов поделился с корр. агентства ожиданиями от выставки и рассказал о реализации совместных российско-французских проектов.
- Кто приедет на выставку в Париж в составе делегации минпромторга?
- Мы рассчитываем, что Виктор Христенко, как один из участников этого проекта, сформирует делегацию из ведущих российских промышленных компаний. Будут представители Ростехнологий – и "АвтоВАЗ", и компании холдинга "Оборонпром", ОАК, "Вертолеты России". Это будут и гражданские самолеты "Сухого", возможно, там будут представители компании "Иркут", которая имеет опыт работы с Airbus. Мы заинтересованы в том, чтобы французская сторона увидела лидеров нашего фармацевтического сектора в качестве возможных партнеров для совместных разработок. Возможно, мы пригласим представителей "Трансмашхолдинга" как партнера компании Alstom.
Но бизнес-диалог не ограничится только 11 июня, спустя неделю он продолжится на Санкт-Петербургском экономическом форуме. Для меня важно соединить День России во Франции и визит делегации во главе с французским президентом на Санкт-Петербургский экономический форум на площадке проектов в области обрабатывающих отраслей промышленности. А здесь инвестиционный цикл не измеряется месяцами. Если здесь получится, то это проекты, которые обеспечивают взаимодействие между российскими и французскими партнерами на три - пять - семь лет вперед. Могут открываться новые рынки для французских компаний, которые сегодня в России не созданы. Мне было бы интересно, если французские производители детских товаров пришли бы в Россию, но мы пока про это не говорим.
- А о каких совместных проектах пойдет речь?
- Первые проекты - это проекты в области авиастроения. Они вписаны в нашу стратегию развития авиастроительного комплекса до 2020 года с таким известным проектом как "Сухой Superjet", и в нем у нас занимают ключевую роль французские партнеры. Важны не только готовые решения, но и то, что, как минимум, 12 французских компаний стали заинтересованными поставщиками ключевых узлов, агрегатов, деталей для самолета.
В проекте "Сухой Superjet" мы ждем реализации в полном объеме обязательств по двигателям. Мы не считаем, что проект существенным образом задерживается, но не хотелось бы, чтобы из-за этого сдвигались какие-то сроки. На часть самолетов поставка уже была осуществлена. У нас на сегодняшний день есть понимание того, что первые серийные машины скоро пройдут сертификационные испытания.
Французы работают с "Сатурном", Snecma может более жестко работать с поставщиками. В течение 2011 года планируется изготовить 30 двигателей, но, в принципе, по программе, их число должно быть увеличено до 50-ти, чтобы располагать вкладом французской стороны на тот портфель заказов, который есть уже сегодня.
В 2010 году будет подготовлено 12 самолетов в различной стадии готовности.
- О чем будут договариваться "Вертолеты России"?
- У нас сложилось хорошее сотрудничество с компанией "Турбомека" по производству двигателей. В 2011 году мы ждем, что первые двигатели уже поступят для оборудования вертолета К226-Т. Все необходимые консультации в 2008 году уже были выполнены, контракты были заключены. В 2009 году уже были проведены испытания вертолета.
У нас есть проект с компанией "Турбомека" по вертолету К-62. Мы рассчитываем, предварительно, что выставка будет способствовать заключению контракта на поставку опытных единиц двигателей.
И по машине Ми-34 C2 тоже мы рассчитываем, там уже другие сроки. Если в предыдущем проекте был 2011 год, то это уже 2012 – 2013 год.
Есть еще ряд перспективных проектов, которые сейчас только разрабатываются "Вертолетами России". Мы будем готовы рассматривать не только двусторонние, но и трехсторонние проекты. Например, проекты с участием КНР и французских партнеров. Мы могли бы говорить о перспективном тяжелом вертолете.
- С китайскими партнерами уже ведутся переговоры?
- На сколько я понимаю, да. Мы считаем, что уже можно ориентироваться на проекты не только для себя и Европейского Союза, но и для рынков третьих стран.
- Как Вы оцениваете партнерство Renault и "АвтоВАЗа"?
- Мы рассчитываем на то, что стратегическое партнерство Renault с "АвтоВАЗом" позволит реализовать уже утвержденную корпоративную стратегию "АвтоВАЗа" и тем самым дать возможность Renault воспользоваться всеми преимуществами партнера ведущего российского автомобилестроительного концерна.
Сейчас мы ждем, что продолжится процесс создания новой сборочной линии. Важно, чтобы не задерживалась передача всех технологий, всего, что касается интеллектуальной составляющей. И убеждены, что такое уникальное положение партнера Renault позволяет ставить вопрос о дополнительных инвестициях в этот проект.
- Когда ожидается запуск новой линии?
- 2011 – 2012 год – это как раз время активного запуска новых моделей Renault на российский рынок с тольяттинской площадки.
- А в какой форме необходимы инвестиции?
- Инвестиции всегда хороши в форме денег. Российская сторона это уже доказала более, чем наглядно, оздоровив в финансовом плане "АвтоВАЗ". Но, чтобы компания могла вкладывать в новые проекты, необходимо, чтобы финансовые источники были с двух сторон.