Фото: тематическая иллюстрация ИА PrimaMedia
Из поручика в поэты: история писателя Несмелова на фоне истории Приморья и России
Мало кому из поэтов его поколения было предначертано пережить все события российской истории первой половины ХХ столетия
Изучение истории важно во многих отношениях. Учиться на ошибках наших предков и не допускать самим — один аспект. Любить гордиться нашей страной и ее талантами — другой. Видеть во всей полноте картину мира и малой родины во всей ее полноте — третий. История знаменитого владивостокского поэта Арсения Митропольского (Несмелова), возможно, соединяет в себе эти три направления. И наступил момент рассказать об этом человеке.

Обложка книги стихов Арсения Несмелова. Фото: Фото: из открытых источников
Поручик Арсений Митропольский оказался во Владивостоке в феврале 1920 года, а уже 4 марта в газете "Голос Родины" было опубликовано его стихотворение "Соперники" ("Серб, боснийский солдат и английский матрос…"), впервые подписанное псевдонимом "Несмелов".
Именно это, как видно, первое, написанное во Владивостоке стихотворение новоиспеченного поэта и спустя семьдесят лет положенное на музыку и ставшее шлягером в исполнении Валерия Леонтьева, а не его двухтомное собрание сочинений, выпущенное издательством "Рубеж" в 2006 году, впервые принесло поэту всероссийскую известность.
В начале 1920-х во Владивостоке кипела бурная газетно-журнальная жизнь. В клубе "Балаганчик", в подвале гостиницы "Золотой Рог", на пересечении улиц Светланской и Алеутской, проводились турниры поэтов. Выходило великое множество газет, журналов и альманахов, большинство из которых с удовольствием печатали стихи и рассказы. Одни только сборники стихов, изданные в те годы, исчислялись десятками.
В этой удивительно насыщенной среде чуть ли ни ежедневно рождались и умирали литературные репутации. Но были среди них и настоящие поэтические имена: Сергей Третьяков, Давид Бурлюк, Венедикт Март, Леонид Ещин, Всеволод Н. Иванов, Борис Бета, Михаил Щербаков, Юрий Галич, Николай Светлов…
В 1921 году Арсений Несмелов издаст свою первую книгу "Стихи", отпечатанную в гарнизонной типографии на острове Русский, а сразу за ней — поэму "Тихвин. В июне же 1924 года, незадолго до того дня, как Несмелов и четверо его приятелей, тоже офицеров, опасаясь грядущих преследований, должны были тайно покинуть Владивосток и уйти в Китай, — вышла его последняя из владивостокских — книга стихов "Уступы".

Обложка книги стихов Арсения Несмелова. Фото: Фото: из открытых источников
Она была отпечатана тиражом 350 экземпляров в типографии известного владивостокского издателя Иосифа Коротя, расположенной в Светланском переулке. И поэт успел разослать ее по нескольким московским адресам. Это на "Уступы" откликнется Борис Пастернак в письме жене:
"28/VI.24. Новый день, и опять от тебя ни ответа, ни привета. Даже из Владивостока что-то доходит… Подают книжку стихов с Тихого океана. Почтовая бандероль, Арсений Несмелов, хорошие стихи…".
О том, как пятеро бывших колчаковских офицеров летом 1924 года уходили из Владивостока в Харбин, поэт рассказал значительно позже и посвятил перипетиям этого многодневного перехода отдельные воспоминания "Наш тигр" (журнал "Луч Азии", 1941, №№ 2-6). Хочется привести один фрагмент из него, который особенно интересен.
"В канун явки в ГПУ я зашел во Владивостокский музей, чтобы проститься с В.К. Арсеньевым, а кстати и порасспросить его о тек местах, по которым нам надлежало идти. Последнее мне было поручено моими друзьями. "Может быть, ты карту у него достанешь, хоть какие-нибудь крохи", — говорил Саша Степанов (художник, автор обложки для книги "Уступы" — А.К.), тоже хорошо знавший Арсеньева…
Я нахожу Владимира Клавдиевича у огромного чучела великолепного уссурийского тигра и с места в карьер приступаю у изложению своего дела:
— Я и несколько моих друзей, Владимир Клавдиевич, — говорю я, — решили бежать из Владивостока. Вы меня простите, что я вас посвящаю в это не совсем безопастное дело, но мы выбрали необычный путь — через Уссурийский залив на "юли-юли" (весельная китайская лодка -А.К.), а далее, до границы, на своих двоих.
— И по китайской стороне до Санчагоу?
— Да.
— А почему не до Никольска-Уссурийского сначала, а потом на Полтавку?
— Мы все на учете в ГПУ, и дальше Угольной нам ходу нет. Если же поймают на Угольной, задержат, скажем, в вагоне, то все равно будут судить, как за побег.
— Да! — Владимир Клавдиевич берет меня за руку и подводит к большой, висящей на стене, карте Приморья… Вы вот что… вы всмотритесь в эту карту, а я вам сейчас принесу соответствующий кусок двадцатипятиверстки. Видите перед Занадворовкой этот вот ручей? Достигнув ручья, вы лучше всего следуйте по нему… На обрывке карты, который я вам дам, ручей обозначен. Если вы воспользуетесь моим советом, вы не собьетесь с дороги…
Это была моя последняя встреча с Арсеньевым, которого я глубоко и нежно полюбил. Мы оба чувствовали, что нам уже не увидеть друг друга. Крепкое рукопожатие положило конец прощанию. Много моему сердцу сказал долгий взгляд Арсентьева — им он пожелал мне и удачи в побеге, и успеха в моей жизни в чужой стране; обоим нам в конце нашего свидания приходилось быть молчаливыми: из соседней комнаты выполз сторож с метелочкой и стал обметать пыль с чучела великолепного тигра".
Стало быть, начиналось все в 1924-ом, ставшем переломным в судьбе и России, и Владивостока, и самого поэта.

Арсений Митропольский (Несмелов). Фото: Фото: из открытых источников
Итак, время и место рождения поэта Арсения Несмелова: Владивосток, 1924 год.
По меньшей мере, биографии и судьбы пяти больших поэтов связаны с Владивостоком: лучший поэт дальневосточной эмиграции Арсений Несмелов (1889-1945) выпустил в нашем городе свои первые книги; один из крупнейших русских поэтов ХХ века Осип Мандельштам (1891-1938) погиб здесь на Второй Речке — в пересыльном лагере ГУЛАГа; один из выдающихся советских поэтов Павел Васильев (1910-1937) приехал во Владивосток сразу после окончания школы, работал на флоте и начинал здесь писать; во Владивостоке, в "одном из дивных тупиков Руси", в знаменитой семье Матвеевых родился один из крупнейших поэтов русской Америки Иван Елагин (1918-1987); ведущий поэт Дальнего Востока второй половины ХХ века Геннадий Лысенко (1942-1979) все свои недолгие 37 лет прожил в Приморье. Еще при жизни его сравнивали с Николаем Рубцовым.
Давно пришла пора назвать именами этих выдающихся поэтов, связанных по судьбе с Владивостоком, улицы нашего замечательного города!