Польза и вред. Печень
10 июня, 14:20
Выборы исполнительной и законодательной власти Камчатки в 2003-2004 годах
9 июня, 11:00
Камчатка 9 июня: история Усть-Камчатского порта
9 июня, 08:50
Вахта Победы: Телефонист-фронтовик из Забайкалья проложил 12,5 км провода за 12 минут
8 июня, 21:00
Польза и вред. Огурцы
8 июня, 14:20
Десант снаряжала вся Камчатка: из истории Курильской десантной операции
8 июня, 11:00
Камчатка 8 июня: Российско-Американская компания и новые заказники
8 июня, 08:50
Камчатка 7 июня: места отдыха горожан и день рождения тренера Каталагина
7 июня, 08:50
Польза и вред. Куриное мясо
6 июня, 14:20
Камчатка 6 июня: плавание вокруг мыса Лопатка и "Чертёж Камчадальского носу"
6 июня, 08:50
Камчатка 5 июня: исследователь Камчатки Владимир Тюшов и День эколога
5 июня, 08:50
Что не стоит делать 5 июня в день Левона Огуречника, чтобы не было проблем с деньгами
5 июня, 07:00
Польза и вред. Авокадо
4 июня, 14:20
Камчатка 4 июня: создание Акционерного Камчатского общества
4 июня, 08:50
Камчатка 3 июня: "Скаска" Владимира Атласова и оползень в Долине гейзеров
3 июня, 08:50

Губернаторов поменяют на партийных

Победившие на местных выборах партии будут иметь право предлагать кандидатуры своих губернаторов
13 ноября 2005, 00:46 Общество

Депутаты Госдумы одобрили в первом чтении законопроект о праве победивших на региональных выборах партий выдвигать свои кандидатуры на пост губернатора субъекта РФ. Поправки в ст. 18 «Об общих принципах организации и исполнительных органов…» и ФЗ «О политических партиях» пока приняты практически единогласно – только при четырех голосах «против» и одном воздержавшемся.

Впрочем, обсуждение поправок было жарким, и, как говорят эксперты, последующие этапы вряд ли снимут накал остроты вокруг вышеперечисленных документов. «Слишком много эти поправки в нынешнем виде создают поводов для недоразумений, – говорит замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Во-первых, выборы в Законодательные собрания (ЗакСы) разведены по времени с выборами этими ЗакСами губернаторов. Значит, мандат главы региона может закончиться через 2-3 года после формирования местного парламента, а за такой срок в этом парламенте может произойти все что угодно. Победившая фракция может расколоться на несколько (как «Родина» в Госдуме), из нее может уйти значительная часть депутатов – собственно, от имени кого тогда будет предлагаться кандидатура губернатора? Оговорка, что предложенная кандидатура должна получить одобрение большинства ЗакСа, тоже несет трудности во взаимоотношении победившей фракции с другими и одномандатниками. Так же как и ситуация, когда партия-победитель опережает своего преследователя на долю процента голосов (и соответственно на одного депутата). Одним словом, вопросов едва ли не больше, чем ответов».

«Вопросов – в том числе по части, кого считать победившей партией, – в данном случае немало, – считает руководитель центра «Меркатор» Дмитрий Орешкин, – но, похоже, власть считает, что эти вопросы в реальности не будут заостряться. Точнее, не успеют, поскольку законопроект строится под нынешнюю ситуацию, когда первенству «Единой России», дескать, ничего не грозит».

Эксперты считают предложенные поправки логичным этапом в стратегии административной вертикали. Правда, вопрос о том, насколько логична и оправдана в нынешних условиях эта жесткая вертикаль, по их мнению, остается. По сути «партийно-губернаторская» система напоминает систему единовластия КПСС, которая тоже «предлагала» кандидатуры в органы советской власти и даже в председатели колхозов. Впрочем, говорят эксперты, разница с теми временами, конечно, есть.

«Все это напоминает мечтания Горбачева, который в конце 1980-х гг. говорил, что партийные лидеры должны пройти испытания выборами в советские органы, – говорит Дмитрий Орешкин, – учитывая, что партия сейчас в стране не одна и хотя бы теоретический шанс победить на выборах есть и не у «Единой России», то налицо прогресс. Во всяком случае партийная жизнь в регионах может стать более интересной. Хотя если сравнивать с ситуацией конца 1990-х гг., то это уже откат. Может быть, в таком поступательно-отступательном движении есть какая-то историческая логика, но тревожит перспектива. Создаваемая административная вертикаль, к сожалению, не дополняется никакими горизонтальными связями – между регионами в том числе. А значит, при появлении проблем внутри исполнительной власти вертикаль может обрушиться, будучи не подстрахованной системой безопасности. Так уже было в начале 1990-х гг., и, учитывая, что нынешняя партия власти не прочнее КПСС, к сожалению, все может повториться».

«Обсуждаемый законопроект явно носит тактический характер, и его задача – приподнять статус «Единой России» перед парламентскими выборами 2007 г., – считает Алексей Макаркин, – ведь сейчас в регионах эта партия воспринимается как некое дополнение к губернаторам, а Кремль такая ситуация не устраивает. Согласно существующим планам, именно будущий преемник президента (с которым Кремль определится, видимо, только к началу парламентской кампании) возглавит партийный список «единороссов», а для этого такая партия должна восприниматься как реальная сила.

Эксперты говорят, что в любом случае предлагаемый законопроект ничуть не отменяет главную роль президента в региональной кадровой политике и – более скрытую, но все же значимую – роль администрации президента, в недрах которой с прошлой осени собственно и готовились все предложения по кандидатурам губернаторов. Правда, если ранее эти предложения озвучивали полпреды главного лица в государстве, то теперь это будут партии. Или – по вероятной задумке авторов поправок – одна партия. «До сих пор «Единая Россия» проигрывала выборы в ЗакСы только в четырех случаях, из которых один проигрыш – губернаторскому блоку (как в Амурской области) – теперь уже невозможен из-за исключения таких блоков из законодательства о выборах, – говорит Алексей Макаркин. – На ближайшую перспективу такая тенденция вряд ли изменится, а как будет развиваться ситуация дальше, видимо, пока не знают и в Кремле».

Алексей Виноградов RBC-Daily

14
43
37