В среду, 24 июля, во Владивостоке в павильоне на верхней площадке Нагорного парка состоялась лекция-дискуссия Павла Шугурова "Мурализм во Владивостоке" (12+). Все желающие узнали об истории развития фасадной живописи с момента основания города, о значимых художниках и их произведениях, а также о граффити и уличном искусстве. Мероприятие прошло в рамках проекта "Первый километр Транссиба" (12+), сообщает ИА PrimaMedia.
В рамках проекта "Первый километр Транссиба" планируется сделать целое произведение искусства — расписать муралами подпорные стены вдоль железнодорожных путей во Владивостоке. Организация "33+1" в сотрудничестве с продюсерским центром "ТИПКИ" получили Президентский грант на осуществление проекта.

Во Владивостоке прошла лекция-дискуссия «Мурализм во Владивостоке». Фото: ИА PrimaMedia
По словам Павла Шугурова, художника-монументалиста, руководителя арт-сообщества "33+1", люди с разных регионов нашей страны прислали эскизы, по которым будут расписывать во Владивостоке первый километр Транссиба. Работы художников посвящены другим городам, которые расположены на протяжении Транссибирской магистрали — самой длинной железной дороги в России. Будут задействованы такие города, как Новосибирск, Омск, Улан-Удэ и другие.
Свою лекцию Павел Шугуров посвятил теме мурализма во Владивостоке. Он рассказал об истории развития фасадной живописи с момента основания города, вспомнил значимых художников этого направления и их произведения, а также поговорил с участниками лекции о граффити и уличном искусстве в целом.
"Выступление я провожу не первый раз, это уже вторая встреча в рамках проекта "Первый километр Транссиба". Этот проект посвящен тому, чтобы изменить образ Владивостока с гостевого маршрута", — прокомментировал Павел Шугуров.
Что такое мурализм?
Эксперт объяснил, что в искусстве есть два больших типа — городское искусство и музейно-галерейное. Чем же они отличаются? Самое главное это роль зрителя. Например, когда человек осознанно заходит в какое-либо творческое пространство, будет неправильным, если он начнет негативно высказываться об искусстве художника, т.е. права голоса в этом случае нет, остается только вникнуть в творчество, либо покинуть выставку и дискутировать уже за ее пределами.
В городском все не так. Здесь зритель не подготовлен к встречи с искусством. Если человек столкнется с муралом по пути домой и захочет, чтобы его не было, он будет прав. Т.е. роль заключается в обратной связи.
Городское искусство — род пространственно-временных изобразительных искусств, произведения которого иногда индивидуализируются из неухоженных объектов, но чаще создаются специально для конкретных архитектурных и социальных пространств в расчете на свободный доступ неподготовленного зрителя.
Городское искусство состоит из четырех оснований: социум (для кого делается), архитектура (само место, как выглядит), история, авторское самовыражение. Из этого рождаются интересные разветвления.
"Когда я думал о сущности городского искусства, пришел к выводу, что лучшее его проявление это надгробие. Надгробие нам показывает отношение к этому. Например, у этого умершего человека маленький камень, а у этого большой. Наверняка, у которого большой, ему больше уважения высказывают. Также имеют значение место, время и личность того человека, кто ставит камень. Это все рождается из четырех оснований. Из всех этих подтекстов родились большие пласты искусства из отношения к монументальному искусству — памятники, мемориалы. Из места декорированного родилось художественное благоустройство. Из желания быть здесь и сейчас родились массовые действия. И личность. Обычно это когда человек делает то, что ему нравится", — рассказал Павел Шугуров.
Во Владивостоке находится огромное количество разных памятников, город представляет собой музей. Чего здесь только нет, есть вечные огни, памятные аллеи и еще много всего интересного. Все это из рода монументального искусства. Из художественного искусства город также может похвастаться многим. Это и фонтаны, и скульптуры, и декоративные инсталляции, в т.ч. въездные стелы и др. Также город не обделен декором. Это различные вывески, часы, декоративные рельефы, установки на крышах и, наконец, городская живопись (монументально-декоративная живопись, настенные росписи — муралы и т.д.).
Мурал — тип городского искусства, вид "художественного благоустройства", санкционированная временная художественная роспись на общественном пространстве, созданная для конкретного места, в расчете на восприятие неподготовленным зрителем.
Павел Шугуров рассказал, что они вместе с командой решили провести лекции, чтобы адаптировать народ в пользу уличного искусства. Также, когда начнут разрисовывать территорию ж/д вокзала, они проведут мастер-классы (12+) для молодежи.