В пятницу, 19 июля, во Владивостоке в историческом парке "Россия — Моя история" прошла лекция-экскурсия "А.С.Пушкин и славянская мифология" (0+). Все желающие узнали, где располагался остров Буян, какие тайны скрывает Лукоморье и многое другое. Проект реализован при поддержке ПАО "Газпром", сообщает ИА PrimaMedia.
Гости выставки глубоко погрузились в такие произведения Пушкина, как поэма "Руслан и Людмила" (0+), повесть "Песнь о вещем Олеге" (0+), "Сказка о царе
Салтане" (0+), "Сказка о рыбаке и рыбке" (0+), "Сказка о золотом петушке" (0+) и "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" (0+).
Немного о скрытых смыслах в некоторых произведениях
Поэма "Руслан и Людмила". Поэма "Руслан и Людмила" Александра Сергеевича Пушкина была вдохновлена его глубоким интересом к русским былинам, который детства прививали ему бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна. Любовь к народным сказаниям побудила Пушкина создать произведение, в котором гармонично сочетаются древняя история и фантастика, фольклор и литература, былинный эпос и лирические отступления, переносящие читателя в современность поэта.
В этой поэме Пушкин виртуозно объединяет возвышенные описания подвигов Руслана, защитника Отечества, с юмором и иронией. Он впервые демонстрирует принцип свободного стихотворного повествования, легко переходя от одной темы к другой и создавая многослойное, живое повествование. Особый интерес представляют элементы народных верований, встречающиеся в начале произведения: дуб, цепи и кот. Дуб, почитаемый славянами как священное дерево, согласно легендам, рос в центре мира. Этот символический образ часто встречается в сказках и поэтических произведениях, включая творчество Пушкина. Цепи, использовавшиеся в древних ритуалах для оборачивания особых деревьев, могут напоминать о языческих обрядах. Кот, магическое существо, обладающее особыми знаниями и способное ими делиться, символизирует связь с миром магии и колдовства, что часто встречается в народных преданиях.
Повесть "Песнь о вещем Олеге"
Здесь Пушкин создает атмосферу мрачности и мистики, характерную для баллад. Предсказание происходит перед темным лесом, а его исполнение в не менее мрачной степи. Личность Олега представлена как суровая, но очень привязанная к своей дружине и боевому коню. Олег сильно любит своего коня и глубоко огорчен пророчеством и необходимостью расставания с ним. Эта любовь впоследствии приведет князя к роковой встрече с конем. Основной конфликт произведения заключается в противостоянии человека и его судьбы, в невозможности противостоять высшим силам. Человеку не уйти от предначертанной судьбы, как бы он ни старался защитить себя. Его участь предопределена, и изменить её он не в силах.
Эта тема является важной для Пушкина, и он часто к ней обращается в своем творчестве. Возможно, в предсказании кудесника был скрыт тайный смысл. Олег — воин, проливший много крови. Фраза "принять смерть от коня" могла означать, что настало время прекратить кровопролитие. Возможно, если бы князь прекратил свои боевые действия и успокоил своего коня, он мог бы остаться живым. В любом случае, Олег, несмотря на свое могущество и власть, оказывается бессилен перед судьбой. В "Песнь о вещем Олеге" символы, такие как кости коня, череп, на который ставит ногу Олег, и змея, являются символами смерти.
"Сказка о царе Салтане"
Специалисты по русской литературе обращают внимание на то, что "Сказка о царе Салтане" наполнена многочисленными отсылками к историческим событиям и образно представляет реальные судьбы и факты. Персонажи сказки ассоциируются у исследователей с различными странами. "Ткачиха, — пишут они, — это Англия, "ткацкая мастерская всего мира". Повариха — Франция. Бабариха — Австрия". А избранница Гвидона ассоциируется с Россией.
Некоторые действия сказки происходят на вымышленном острове Буяне, где спасается царевич Гвидон. Но существует ли такой остров на самом деле?Специалисты указывают на реальность такой интерпретации: "понимание Санкт-Петербурга как Буяна, оказывается, реально отразилось в первоначальной островной топономике города: "буянами", как известно, назывались многие мелкие острова в дельте Невы, и именно на них располагались первоначальные пристани и складские помещения для хранения товаров.
Сейчас эти острова отошли частью к территории Петровского острова, а частью — к территории Петроградской стороны, Васильевского и некоторых других островов; но еще в первой половине ХХ века память о них бытовала в живом употреблении названий "Тучков буян", "Сельдяной буян" и т.д. В предпушкинские же времена понятие "остров Буян" существовало как повседневная санкт-петербургская реалия". Эту версию подтверждают работы первого историка города А. Богданова: "Остров Буян, новопрозванной, лежит на Малой Невке... А какой ради причины назван Буян, того знать нельзя...; На Буяне острове построены были пеньковые амбары; оные ныне, в 1761 году июня 27 дня, сгорели, и на место оных начинаются в 1762 году новые амбары строится каменные".

Новый выпуск "АнтиБиблиотеки" — о национальном литературном гении
Лекция-экскурсия ""А.С. Пушкин и славянская мифология" это лишь малая часть мультимедийной выставки "Преданья старины глубокой. Русская
история в художественных текстах А.С. Пушкина" (0+), которая посвящена 225-летию со дня рождения поэта. Создатели выставки показывают, как великий поэт отражает русскую историю в своих произведениях. Его гениальное осмысление и использование языка становятся объединяющим началом, создавая национальный литературный язык, который отражает историю и народ России в целом. Культурная значимость пушкинских текстов выходит за рамки этого, и посетителю выставки остается лишь найти "своего Пушкина" и ощутить глубину его произведений.
По словам экскурсовода Юлии Остриковой, экспозиции пришла из другого исторического парка "Россия — моя история".
"Экспозиция к нам пришла из другого города, насколько я помню из Самары. В общем, это выставка, которую мы получили от другого парка "Россия — моя история. По всей стране их 23 и периодически мы обмениваемся тематическими экспозициями. Помимо такой выставки, как Пушкина, которая пришла из другого города, у нас есть ещё выставка "Россия будущего", — рассказала Юлия Острикова.

Монументальная, топографическая и архитектурная "Пушкиниана" краевого центра — в обзоре PrimaMedia (ФОТО)