В Анучино хотят поставить памятный знак, посвященный Дерсу Узале. Известный гольд, проводник Владимира Арсеньева отметился в поселке тем, что спас многих людей во время крупного наводнения. Также в книгах Арсеньева был описан случай, как его друга здесь обманул приезжий промышленник.
В рамках проекта "Портреты приморской цивилизации" (0+) ИА PrimaMedia посетило музей истории Анучино. Этот поселок, как и многие города и поселки Приморья, попал в ситуацию прыжкового взросления. Так, например, было с Арсеньевым, который одно время праздновал 50-летие, а потом сразу стал праздновать 100-летие. Смотря, от чего отсчитывать. Вот и Анучино с 1980 года стала праздновать 100-летие.
Годом основания села признан 1880-й, но местные историки считают дату "притянутой за уши" и связывают с волюнтаристским подходом партийных боссов на закате коммунизма.
Как рассказала заведующая Анучинским музеем Татьяна Зорина, в 1862-1864 годах в Приморье активно строились телеграфные станции. На территории современного Анучино их создали две. Одна называлась Мельниково, а другая — Верхне-Романово. Она и дала первое название поселению. А так, люди здесь жили, конечно, и до запуска телеграфа.

Музей в Анучино. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
Название Анучино упоминается в 1883-1884 годах, когда здесь стали строить казармы Восточно-сибирского батальона. Позже сам батальон передислоцировался в Уссурийск, а казармы остались. В 1916 году в них устроили дисциплинарный батальон. Сюда привозили самых отъявленных бунтарей, революционеров, противников царской власти и т.д. Неудивительно, что Анучинский район стал центром партизанского движения в годы гражданской войны. В любом случае, 1880-й год не выглядит самой очевидный точкой отсчета и явно уступает 1864-му или 1884-му. Единственное, в этом году было принято решение о строительстве казарм.
Анучинский музей — настоящий кладезь информации. Здесь представлена история с раннего средневековья до наших дней. Большая коллекция бытовых предметов, особенно связанных с изготовлением меда, старые борты (предшественники пасечных ульев), липовки (сосуды для хранения меда, выдолбленные из цельного куска липы).
То есть сразу дают понять, что Анучино — своеобразная медовая столица Приморья. А мы дерзновенно добавим — и России. Почему бы и нет? Статус закрепляют ежегодный фестиваль "Медовое раздолье" (12+) и памятник пчеле, выполненный в несколько натуралистическом ключе.
— С какого момента Анучино стало этаким медовым центром России? — спрашиваю у Татьяны Зориной.
Оказалось, что заведующая музеем стояла у истоков медовой централизации. В 2014 году в ее семье произошла трагедия. Чтобы как-то оправиться и занять себя, она погрузилась в работу. Как раз приближался Медовый Спас, по случаю чего в музее решили провести мероприятие с концертом, и провели его с размахом. Среди муниципальных управленцев немало заядлых пасечников, так что очень скоро было решено продолжать медовую тему на районном уровне и делать ее традицией, фишкой территории.
"Наш регион больше приспособлен для меда. Когда сюда шли переселенцы, они везли сюда пчел. Здесь в годы войны был свой пчелосовхоз. Наш район поставлял на фронт мед, пыльцу, прополис. То, что помогало раненым", — рассказывает Татьяна Зорина.

Путь в Чугуевку. Музей женьшеня. Анучино. Дальневосточный музей авиатехники. Курорт в Арсеньеве. Прибытие, впечатления и местные жители
Мед, как в скандинавских мифах, благотворно повлиял на творческий потенциал жителей. Писателей в Анучино много, и их любят, чтят и даже читают. Можно взять и полистать, например, сборники рассказов Михаила Деменка ("Залив Виктория" (12+), "Дерево черного жемчуга" (12+)) или более современного автора Николая Гоя ("Узоры Синегорья" (12+).
"Если у Деменка больше Пришвина, то у Гоя больше Бианки, — говорит Татьяна Зорина.
— Оба пишут, например, как они кабанов ловили. Деменок писал, как они ловили кабанов и как их разделывали. А Гой — как ловили кабанов, потому что снега было много, и надо было их перенести в другое место, чтобы не погибли. Два рассказа про кабанов — и какая разница!"
Николай Гой вернул в Анучинский район лотосы. Вообще, они росли тут всегда. Но с вводом совхоза "Жемчужный" началась борьба с сорняками — химикаты распыляли на чеки с вертолетов. Ветер сдувал отраву на водоемы, и лотосы погибли. Потом не стало ни совхоза, ни лотосов. Николая Гой доставал семена, садил и следил, как те приживаются. Первый его проект был под Чернышевкой. Теперь лотосы везде — на Бачмановском озере, в Виноградовке и так далее.
На очереди — новая задумка. Как семь городов претендуют на звание родины Гомера, так и со встречей Арсеньева и Дерсу Узалы не все так просто. Сам путешественник писал, что впервые они увиделись в 1902 году в экспедиции по реке Лефу (Илистая). Дальнейшее сотрудничество и дружба развивались в экспедициях 1906-1907 годов.
В историческом музее Анучино, изучив книги, дневники и материалы писателя, считают, что встреча могла произойти еще раньше, в их селе. Никаких прямых доказательств, правда, тому нет.
Но, в любом случае, Дерсу Узала для Анучино — знаковая фигура. Он принес много добра местным жителям (хотя кто из них тогда был местным жителем? — отдельный вопрос), и здесь же был жестоко обманут приезжим промышленником.
Оба эти эпизода описал Владимир Арсеньев. Во время наводнения 1895 года Дерсу на своей лодчонке спас "священника, почтово-телеграфного чиновника, двух солдаток с детьми и четырех китайцев", а потом еще два дня и две ночи снимал людей с крыш домов и с деревьев. Позже в здешней корчме его обокрал ушлый предприниматель, которому гольд похвастался удачной продажей соболей и, по наивности, передал все добытые деньги на хранение.
"Мы, в отличие от многих районов, никогда не претендовали на встречу Арсеньева с Дерсу, — говорит заведующая музеем Татьяна Зорина. — Но хотелось бы поставить памятный камень в знак того эпизода, описанного Арсеньевым, с небольшим текстом из его книги".
Напомним, что ИА PrimaMedia начинает проект "Портреты приморской цивилизации" (0+). Мы решили заново открыть города и районы края, чтобы совместить исторический контекст территорий с актуальным. Первым делом — показать неравнодушных людей, энтузиастов и активистов, которые делают мир вокруг интереснее и немного лучше. Что здесь искали и находили первые поселенцы, что ищем и чем запомнимся потомкам мы сами? Первым пунктом назначения стал Чугуевский округ.