Управление по конвоированию заключенных под стражу — одно из самых закрытых ведомств, о работе которых многие даже не задумываются. Редакция ИА PrimaMedia в преддверии 25-летнего юбилея образования спецподразделений ФСИН России погрузилась в опасные будни служащих в караулах исполнения наказаний. О "внутренностях" автозаков, строгой дисциплине и о том, отличают ли собаки плохих от хороших, — читайте в материале.
Утро конвоира ГУФСИН начинается с прибытия в спецподразделение. Состав караула получает служебную документацию, оружие и заряжает его. Конечно, все сдают телефоны, чтобы не только не отвлекаться, но и пресечь любую возможность отследить конвои, а для связи каждому начальнику караула выдается один телефон, который отследить нельзя. А завершается подготовка перед отъездом построением на плацу с инструктажем от начальника караула. И шествию сплоченного охранного организма на служебную "планерку" лучше не мешать, иначе могут сбить под действием слаженной работы. К тому же, все расписано до минуты.
Важную роль в работе конвоиров играет психологическое состояние, ведь практически ежедневно напрямую контактировать с девиантными личностями — осужденными или следственно арестованными — невероятно тяжелый труд, который разбавляют и проблемы личного характера. И тогда на помощь сотрудникам ФСИН приходит психолог, который мягко и комфортно поможет справиться с тяжестями работы и жизни, в целом. Так, журналистам провели показательную консультацию с одним из служащих с внутренним конфликтом.
Самыми маленькими конвоирами в подразделениях ФСИН являются преданные пушистые товарищи — служебные собаки. Целым представлением для СМИ стала обычная ежедневная тренировка собак на полосе препятствий. Прыжки через заборы, прогулка по буму, пробежки и "подтягивания" составляют обыденную утреннюю зарядку для пушистого защитника. В воспитанниках у владивостокского спецподразделения числится немецкая овчарка, малинуа (бельгийская овчарка) и ротвейлер.
Как отмечают кинологи, собаки живут со своими "напарниками", поэтому являются не просто служебными псами, но и верным другом, который по команде "фас" нападет на любого, кого укажет хозяин-кинолог.
Кстати, собака понимает команды на двух языках: русском и немецком, — чтобы разграничить команды для соревнований и служебные.
Преданные защите общества четвероногие необходимы и в подготовке к отправлению в СИЗО. Они тщательно проверяют спецавтомобили на наличие взрывчатых устройств и других опасных для жизни и здоровья предметов. А во время остальных подготовительных действий маленькие герои с нетерпением ожидают моментов, когда доблестно смогут спасти кого-нибудь.
Сами спецавтомобили типа "АЗ" оборудованы по последнему слову техники: кондиционирование, вентиляция, отопление и даже биотуалет — все это доступно подконвойным. Автомобили также оснащены видеонаблюдением и спутниковой системой для возможности отследить в случае угона. А конвой сопровождает медицинский работник для экстренных ситуаций.
Следующим пунктом на ежедневном пути приморского конвоя становится СИЗО №1, откуда необходимо забрать следственно арестованных. Причем сама пропускная система в СИЗО для всех устроена строго и по регламенту, не важно с какой целью вы пришли. Так, сразу на входе всех гостей радушно встретит дверь, которая не откроется, пока предыдущую не закроют. За дверью установлен пропускной пост, где попросят оставить возможно опасные предметы, средства связи и другое, после установлена решетка, открывающаяся по тому же принципу, за решеткой всех тщательно досматривают с головы до подошвы и только тогда возможно пройти в само учреждение. Из изолятора арестованные под строгим контролем караулов с собаками проходят в спецавтомобили.
Из следственного изолятора конвой добирается в железнодорожное депо или в аэропорт для отправления в иногородний суд или исправительное учреждение. К основному составу поезда установлен оборудованный спецвагон с отдельным входом, в котором присутствуют система кондиционирования, отопления и водопроведения, есть санузел и небольшая кухня — все, чтобы обеспечить необходимые для жизни условия арестованным в камерах.

Начальник управления по конвоированию ГУФСИН России по Приморскому краю — полковник внутренней службы Валерий Шушпанов. Фото: Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
Начальник управления по конвоированию ГУФСИН России по Приморскому краю — полковник внутренней службы Валерий Шушпанов рассказал, как проходит подготовка караулов к перевозкам преступников и подозреваемых.
"Подготовка к этапированию осужденных и следственно арестованных не изменяется, в зависимости от расстояния до пункта назначения и вида транспорта. Структура подготовки определена четко продуманным планом, который обеспечивает безопасность как заключенных под стражу, так и конвоиров и простых граждан. Максимальная длительность командировки наших сотрудников на ж/д транспорте составляет трое суток, в авиаперевозках все зависит от дат билетов. В совокупности протяженность всех маршрутов конвоирования — 4200 км, а за месяц все наши караулы проезжают больше 17000 км", — сообщил Валерий Шушпанов.
Напомним, спецподразделения России по конвоированию работают с января 1999 года. Их основная задача — сопровождение осужденных и следственно арестованных лиц по установленным маршрутам и пресечение возможных опасных для жизни и здоровья происшествий во время их перевозки. Служба в конвое часто подразумевает то, что сотрудники несут ее в отрыве от места постоянной дислокации с оружием в состоянии постоянной боевой готовности.