T2 объявляет понедельник днем подарков
12 мая, 09:00
Вахта Победы: Подписание акта о капитуляции и Великая Победа
11 мая, 22:00
"Аудитория в Приморье тяготеет к контенту с элементами мистики и необычного"
11 мая, 10:00
Вахта Победы: Сахалин дает деньги в заем Родине
11 мая, 10:00
Вахта Победы: Наступил великий день победы над Германией!
11 мая, 09:00
Дальний Восток 11 мая. Начало вооруженного конфликта на р. Халхин-Гол
11 мая, 07:00
СК России займётся ситуацией с разрушенной дорогой в Приморье
10 мая, 21:27
Подвиг "Таганрога": как танкер владивостокской нефтебазы спас город от катастрофы
10 мая, 19:04
Всеобщая конфедерация профсоюзов призвала сохранять и передавать новым поколениям правду о Великой Победе
10 мая, 18:16
Клещи атакуют: более 1200 человек пострадали в Приморье с начала сезона
10 мая, 18:11
Фонд ВВН Владимира Николаева оказал беспрецедентную поддержку движению "За Россию"
10 мая, 17:49
В Приморье грузовой поезд насмерть сбил молодого мужчину
10 мая, 15:08
Получил семь ранений: Ольга Зотова о судьбе и творчестве художника-приморца Кирилла Шебеко
10 мая, 14:37
Вместо автобуса — самолёт: Суйфэньхэ хочет наладить перелёты во Владивосток
10 мая, 13:40
Ветеранов Великой Отечественной чествовали в Адмиральском сквере Владивостока
10 мая, 13:05

Как в Приморье из обломков собрали музей авиатехники

В регионе профессионалы и любители спасают погибшие самолёты и вертолёты
26 ноября 2023, 09:57 Общество
"Ньюпор-17" в музее авиатехники Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
"Ньюпор-17" в музее авиатехники
Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

В Приморье недалеко от аэропорта Кневичи, где взлетают и садятся самолёты, есть место, в котором обитают другие летающие машины — вертолёты. Здесь люди их чинят, на них взмывают в небо и воскрешают те, что пережили гибель. Среди железного лязга и запаха бензина кипит рабочая жизнь команды, которая не только спасает природу и людей, но и запечатлевает в железе историю авиаиндустрии. Как им это удаётся, читайте в репортаже ИА Primamedia.

АО "Авиалифт Владивосток" специализируется на обслуживании вертолётов, перевозке грузов, тушении пожаров. Команда работает и за рубежом: в Турции, Греции, Индонезии, Малайзии, Кипре они помогали бороться с огнём, в Африке занимались транспортировкой древесины, в Арктике и Антарктиде помогали научным экспедициям. Есть у компании и "хобби" — экспозиция авиатехники, о которой и пойдет речь в репортаже.

Нас встречает Александр Комов, заместитель генерального директора по собственной безопасности АО "Авиалифт Владивосток". За ним мы следуем к первой локации музея. На действующей вертолётной площадке стоят семь экспонатов, поблёскивая на солнце металлом. Когда-то и на них спасали жизни, совершали свои первые полёты молодые лётчики, а теперь, достойно отслужившие своё, вентокрылые восхищают ребят стальной мощью. 

1 / 9

Вот грузный Ан-2, самолёт-рекордсмен книги Гиннесса — единственный, выпускающийся более 70 лет, чуть дальше пара вертолётов Ми-1, учебный и пожарный, рядом санитарный Ми-2. В каждый можно забраться, сесть за штурвал, втопить педаль и разрезать воображаемые облака. И каждый имеет свою историю, прожитую им до музея. Поисковый Ми-4 спасал жизни сбившимся с пути, служил и военным, и гражданским, а в итоге оказался "в каком-то болоте и смиренно принимал свою смерть". Было решено доставить "брошенку" из Хабаровска. Теперь он здесь, среди других своих собратьев. 

Су-27

Су-27. Фото: Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

В гордом одиночестве, вытянув нос-иглу, стоит истребитель Су-27. Рядом с ним лежат истерзанные обломки — то, что осталось от самолёта времён Второй мировой войны — японской Хаябусы, что в переводе значит "сокол — сапсан". Их привезли с места крушения, с Курильских островов. Позже и эти обломки получат вторую жизнь, вновь встав на колёса рядом с другими экспонатами. 

1 / 2

Оглядев ещё раз ряд стальных исполинов, мы движемся далее, в ангар, мини-фабрику, где в руках мастеров и перерождается техника.  

Здесь расположились модели, которые не могут выстоять под капризной приморской погодой, так как многие из их частей сделаны из фанеры. Рядом с готовыми экспонатами стоят те, что в процессе доработки, и прямо сейчас в пустоте гулко разносится стук по железу. Вот растянулись массивные крылья, одиноко застыл винт. Дальше стоит голое "тело" Аэрокобры, американского истребителя времён Второй мировой войны — без крыльев, двери и хвостового оперения. В следующем году мастера его закончат, и он примет облик самолёта, который когда-то укрощали асы Покрышкин и Кожедуб. Рядом с ним, тоже зияя дырами, восстанавливается вертолёт Ка-27.

1 / 8

— Сколько времени уходит на работу над одной моделью?

— Валера, — зовёт Александр Васильевич мастера, который трудится над будущим экспонатом, — сколько мы Ка-26 восстанавливали? — Ну, не меньше двух лет.

— А сколько средств нужно?

— Все зависит от того, в каком состоянии исходник. Если с нуля приходится делать — больше, если на базе какого-то аппарата — меньше. По нескольку миллионов уходит.

Некоторые из экспонатов в прямом смысле хранят историю предшественников. "Материалом для Ил-2 служили самолёты, один из которых погиб в боевых условиях на западе страны. Вот, посмотрите, вмятины на железе — это следы пуль", — рассказывает наш экскурсовод.  

1 / 6

Истребитель И-16 в защитном окрасе тоже возродили из погибшего самолёта. В 1944 году во время учебных полетов под Партизанском пилот, уходя от столкновения, врезался в сопку. В 2017 году поисковый отряд "Авиапоиск" нашёл останки пилота и обломки самолёта. Лётчика похоронили на Шевелёвском кладбище в Артёме. А из старых шасси, моторной части и приборов вырос новый выставочный объект. 

1 / 5

Подходим к По-2, похожему на стрекозу и прозванному военными "небесным тихоходом", а гражданскими — "кукрузником". Его низкая скорость стала преимуществом: эта особенность помогла ему победить реактивный Старфайер в Корейскую войну, сделав его единственным в мире таким бипланом.  

1 / 3

Здесь ещё много моделей и каждая интересна. Вот изящный белый французский истребитель Ньюпор-17, который выпускался ещё в начале прошлого века. Коренастый Би-1, первый советский реактивный самолёт-перехватчик. Ил-2, "летающий танк", самый массовый боевой самолёт в истории, основу для последнего везли аж с Подмосковья. 

Все самолёты и вертолёты мы делаем в точности как оригинал, до миллиметра. Например, колёса для Ньюпора покупали в Германии — нужные оказались только там. "Хаябусу" точно также будем восстанавливать, на руках уже есть чертежи, — объясняет Александр Васильевич.

 "Музейной техникой у нас занимается 10-12 человек. Все, кто хоть что-то умеет, к работе над экспонатами подключаются. Но не всегда хватает на это времени. Вот сейчас Валера возится, а завтра собрался и полетел в командировку в Турцию, рабочий вертолёт ремонтировать". 

Покидаем ангар и направляемся в музейную комнату. "Всем, кто к нам приходит на экскурсии, даём вот такие значки", — Александр Васильевич вручает нам по подарочку. Тут же на столе сладости к чаю. — "Угощайтесь. Это я для детей держу. И вот такие им вертушечки: их можно запускать, чтобы себя летчиками почувствовали".

1 / 6

Здесь каждый миллиметр пропитался авиационной эстетикой. Картины с самолётами в клубах дыма сражений, фуражки и пилотки, боевые награды, портреты лётчиков-героев, стеллаж с миниатюрными моделями самолётов, от которых у мальчишек дух захватывает. А в секции гражданской авиации есть занимательная коллекция с чемоданными бирками, которые передавали с десятков разных рейсов.  

За чаем продолжили беседу. "Музей открыли в 2014 году. Это была идея нашего генерального директора, Сергея Гуцалюка. Он сказал так: "На жизнь уже деньги заработаны. Какие-то яхты-суперджеты покупать не хочется, а хочется о себе и своём деле память оставить", — рассказывает Александр Васильевич.

Здесь трудятся люди с неистребимым энтузиазмом, которые готовы отдавать работе максимум сил, но иногда этому мешают обстоятельства. По Приморью разбросаны бывшие военные объекты со старой техникой, которая могла бы уже пополнить коллекцию музея. Например, в Фокино на берегу бухты Стрелок позабытые всеми самолёты и вертолёты покрываются морской солью.

1 / 2

"Мы пытались найти концы, но никак. Никто и не заинтересован в восстановлении. Воинские части посокращали, и с руководством связи нет, у местных властей не хватает средств, а простым жителям до этого недосуг. Хотели из ликвидирующегося парка "Фантазия" забрать Миг-17. Но продают его за 1,5 миллиона. Это сумасшедшие деньги. На его восстановление уйдёт ещё миллиона три. В итоге сдадут на металлолом. Так техника и уходит в небытие", — сетует Александр Васильевич.

Каждый год музей посещает около 3000 человек. Общественная жизнь здесь оживлённая: к памятным датам устраивают праздники с полевой кухней, приглашают артистов и дарят цветы ветеранам. Регулярно поступают заявки на экскурсии от школ: приезжают и из Кипарисово, и Прохладного, Вольно-Надеждинского, Михайловки. Различные организации, например, "Офицеры России", "Боевое братство" Приморского края, транспортная прокуратура, "Сильная Россия" привозят ребят из детских домов и интернатов, с ограниченными возможностями здоровья. 

1 / 2

— Что обычно интересно детям?

— Расспрашивают, как устроена техника, за что дают медали и награды, их впечатляет форма, им хочется посмотреть-потрогать. Разговариваем не только об истории авиации. Говорим и про Великую отечественную войну, Афганистан, про Ангольскую войну мой товарищ рассказывает, он воевал там, а я сам ветеран боевых действий в Чечне. Дело-то это нужное, это необходимо. Если не мы, то кто?

Покидаем музей, проходя вдоль пустыря, шумящего потускневшей травой. В руководстве уверили, скоро он примет совсем другой облик: экспозиция обзаведётся ещё одной локацией. Это будут два стеклянных ангара с современными интерактивными экранами и новыми экспонатами. 

222000
43
37