Новые барельефы с персонажем Владиком, которые администрация Владивостока планирует установить в подземном переходе у центральной площади по проекту "Туристического кода", вызвали неоднозначное отношение у публики, сообщает ИА PrimaMeda. Историки и старожилы не оценили такого, по их мнению, "фамильярного" отношения к городу и его итории.
Как сообщили в мэрии города, по концепции персонаж с именем Владик предстанет в разных образах в атмосфере морского города на шести фарфоровых тарелках, которые расписывает автор творческой работы, художник Игорь Обухов. Главный герой, облаченный, по замыслу автора, в буденовку и то ли в красноармейскую шинель, то ли в бушлат, изображается среди символов города: мостов, маяков, морских звезд и тигров.
В общем-то благая цель — то есть погрузить прохожих в историю дальневосточной столицы посредством образа молодого жизнерадостного героя — столкнулась с неприятием и самой задумки, и ее исполнения. Ярче многих это выразил известный приморский журналист Владимир Ощенко.
"На корветах, фрегатах и шхунах российского императорского флота не было никаких "Владиков". Все называли друг друга по имени-отчеству (если офицеры) или по имени-фамилии (если рядовой состав). Знаю, что старожилов Владивостока корежит (и меня — тоже), когда этот наш непростой город называют "Владиком". Он — не из тех, кто откликается на фамильярную кличку. Город — с именем, а не с прозвищем", — написал Владимир Ощенко в своих соцсетях, порекомендовав авторам проекта перед созданием таких арт-объектов обращаться за консультацией в исторический институт ДВО РАН, музей Арсеньева или известным приморским журналистам, авторам многочисленных исторических очерков и материалов Андрею Островскому и Василию Авченко.
ИА PrimaMedia обратилось за комментариями к означенным Ощенко персонам. По мнению Андрея Островского, "Владик — это даже не фамильярность. Есть такое слово — амикошонство ("свиная дружба" по-французски, что означает чрезмерную фамильярность — ред.,). И это — его яркий пример".
"Эти барельефы не представляются мне правильными ни с эстетической, ни с культурологической точек зрений. И сам термин "Владик", и так, как он интерпретируется, — город такого не достоин, — считает Андрей Островский. — У нас вообще для города нет аутентичного термина. Есть только полное название. Эта тема, как мне кажется, — для отдельных культурологических исследований. Местные культурологи могли бы озаботиться не только теоретическими изысканиями, но и чем-то реальным. А та версия, которая предлагается, мне кажется совсем не нужной".
Василий Авченко, что интересно, рассказал, что на эту тему не имеет определенного мнения — ни хорошего, ни плохого.
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИИАЭ ДВО РАН Роман Авилов в разговоре с ИА PrimaMedia сообщил, что "ржавые штирлицы Родиной быть не могут". Он считает любой научно-исторический комментарий к барельефам бессмысленным.
"Это не имеет никакого отношения к истории, науке, краеведению и воспитанию молодого поколения, — считает историк. — То же самое, как со зданиями: бетонные коробки, обшитые сайдингом, Родиной быть не могут. Они везде одинаковые. И с современным искусством: в какую галерею не зайди — оно везде одинаково. Мы видим какой-то набор персонажей, который взят из чьей-то головы. Можно было бы обсуждать эти барельефы, если бы там находились портреты военных губернаторов, или генерал-губернаторов, или ученых, военных, востоковедов, или просто людей, внесших вклад в освоение Дальнего Востока, не важно, в какой технике исполненных. Так, например, сейчас делается манга про Невельского. Это нормальная интерпретация. А то, о чем вы говорите, не имеет никакого отношения к, простите, культурному коду города".
В администрации Владивостока пояснили, что решение о концепции и выборе персонажа принималось на общественном совете по вопросам архитектуры и дизайна городской среды, в который входят эксперты отрасли, а также отослали к соответствующему пресс-релизу. В материале говорится о том, что вопрос о восстановлении тематических барельефов в подземном переходе на центральной площади поднимался на общественном совете в начале июня.
"Свою идею тогда предложил художник Игорь Обухов — создать картинки из повседневной жизни знаменосца с памятника борцам за власть Советов, которому он дал имя Владик. Представители архитектурного совета оценили идею такого развития образа знаменосца как интересную, смелую и творческую", — говорится в сообщении.
Вместе с тем, там же подчеркивалось, что многие эксперты на совете посчитали, что в переходе необходимо воссоздать барельефы близко к историческим, в том же стилевом и тематическом контексте.
"Не стоит смешивать темы и жанры, — отметила тогда архитектор Валерия Лаптева. — При этом жизнь "знаменосца Владика" вполне может быть представлена в другом городском проекте".
Отметим, что новые барельефы устанавливают взамен ранее утраченных арт-объектов. К сожалению, они не подлежали восстановлению, поэтому на градостроительном совете Владивостока была одобрена идея по установке новых тематических барельефов. Завершить проект планируют до конца этого года.