В общественном пространстве Третьяковской галереи на Алеутской, 15 работает интерактивная выставка "Искусство логистики — логистика искусства" (0+). Она посвящена связи искусства и морского дела, и рассказывает о судах Дальневосточного морского пароходства, которые назывались в честь художников.
Один из теплоходов ДВМП был назван в честь Николая Рериха, чей день рождения был 9 октября.
Художник прославился пейзажами гор и произведениями, посвященными сюжетам русской старины. В собрании Третьяковской галереи хранится более 200 его работ. На выставке зрители могут прочесть краткие сведения о мастере, узнать о его произведениях из коллекции музея и познакомиться с историей судна "Художник Николай Рерих".
Стоит отметить, что капитаном судна в начале 2000-х годов был нынешний директор филиала FESCO во Владивостоке Николай Чвертко. Он поделился с ИА PrimaMedia историей о жизни теплохода.

Николай Чвертко, директор филиала FESCO во Владивостоке. Фото: Фото: Предоставлено филиалом Третьяковской галереи во Владивостоке
— Расскажите, почему теплоходы называют в честь художников?
Когда судно строится, ему присваивается порядковый номер, например, "СН-081" или "СН-082". Это ничего не означает — просто заводской номер, как заводской номер машины. А вот покупатель, будущий судовладелец, уже даёт ему имя. В советские времена эта процедура была запротоколирована. При Министерстве морского флота была целая комиссия, которая утверждала выбранные названия. Одну заводскую серию обычно называли связанными по смыслу именами: в честь писателей, ученых, художников. Так судно было легче распознать во время работы. Назвать серию в честь художников вполне логично. Связь искусства и морской отрасли огромна: на судах работало множество художников, многие при этом были капитанами, как Николай Штуккенберг или Павел Куянцев. Связь может прослеживаться и в самых неожиданных факторах. Например, семья Павла и Сергея Третьяковых стояла у истоков не только Третьяковской галереи, но и у истоков нашего Дальневосточного пароходства. Сергей Третьяков был городским головой Москвы в то время, когда собирались средства на строительство судов Доброфлота — и, по-видимому, внес часть средств на первые из них.
— Как выбирали имя для теплохода "Художник Николай Рерих"?
"Художник Николай Рерих" стоит особняком среди судов своей серии. У пароходства было четыре контейнеровоза такого типа, и только один из них назван в честь художника. Название было выбрано к 115-летнему юбилею мастера в 1989 году. Но и, несомненно, повлияла тяга Николая Рериха к неизведанным землям, любовь к передвижениям и путешествиям.
— По каким маршрутам ходило судно?
Я был капитаном теплохода в начале 2000-х годов, и тогда он стоял на линии "FESCO New Zealand Line" — сокращенно FNZL. Она начиналась в Японии, иногда с заходом во Владивосток или в Порт Восточный, затем был Гонконг, Филиппины, Индонезия, Австралия и три порта Новой Зеландии.

Судно "Художник Николай Рерих". Фото: Фото: Фото предоставлено филиалом FESCO во Владивостоке
— Ваши коллеги из этих стран начинали интересоваться творчеством Николая Рериха благодаря названию судна?
Работники портов постоянно спрашивали, почему название судна такое длинное. Дело в том, что для коммерции — переписки на другом языке, иностранного произношения — удобнее одно, максимум два слова. А сразу три сложно выговаривать. Поэтому у остальных теплоходов-художников указана только фамилия: "художник Сарьян", "художник Кустодиев"… И тут вдруг "Художник Николай Рерих". Хотя мы сокращали до инициала "Н. Рерих", люди интересовались, почему такой выбор, в чем необходимость именно трех слов в названии? И тогда наша команда объясняла, что Николай Рерих — известный мастер, и что его сын Святослав Рерих также был живописцем. Рассказывали, что на борту судна указано имя старшего из них. Так наши коллеги узнавали о династии Рерихов, кто-то всерьез увлекался их творчеством. Один из самых интересных случаев связан с российским послом в Австралии и Новой Зеландии. Его звали Александр Прохорович Лосюков. Уже после того, как он побывал на нашем судне, он глубоко занялся изучением творчества Рериха. Знаю, что в 2012-2018 годах он даже стал президентом Международного центра Рерихов.
— Расскажите, как вы познакомились с творчеством Рериха?
В детстве на меня сильно повлияло общение с семьей друга: у моего одноклассника папа был известным приморским художником, его звали Игорь Кузнецов. И лето мы часто проводили в Андреевке, на творческих дачах, где живописцы рассказывали свои истории, говорили об искусстве. Там я узнал о Рерихе. Он оказался близок мне по духу: он был исследователем, путешественником, и его взгляд на мир я разделяю. Многие воспринимают Рериха как "художника, который Гималаи рисовал". Но он был историком, археологом, отлично знал историю России. У меня, например, самая любимая его картина — "Заморские гости".

Николай Рерих. Заморские гости. 1901. Фото: Фото: Коллекция Государственной Третьяковской галереи
Если вглядеться, в ней видны элементы иконописи, она крепко связана с наследием древнерусской живописи. Для меня большая радость заходить в общественное пространство Третьяковки во Владивостоке и видеть выставку "Искусство логистики…", где об этой картине и о других полотнах собраны интересные факты. И при визитах в Москву я стараюсь посетить экспозиции Третьяковской галереи — в ближайшую поездку обязательно посещу недавно открывшуюся выставку Николая Рериха, приуроченную к его предстоящему 150-летнему юбилею.