В России стало традицией покупать различные украшения за границей. Выгода очевидна: в Европе совершить ту же покупку можно как минимум на 10% дешевле, а в азиатских странах экономия окажется еще более значительной. Как следствие, многие уже привыкли получать подарки не ко дню рождения, а после того, как друзья или родственники вернулись из отпуска или командировки. Тем более что по российскому законодательству простой турист может ввезти в страну до пяти изделий, и отечественная таможня не обложит их пошлинами.
"Импортные украшения по качеству во много раз превосходят отечественные, а стоят на порядок дешевле. Такое положение дел невыгодно российским производителям", - считает Ольга Гриценко, владелица сети салонов "Золотой феникс".
Зато приморским ювелирным компаниям работать становится все сложнее. Уровень расходов у них велик, и полностью рассчитаться с государством могут позволить себе только компании с серьезным оборотом. Небольшие игроки порой не в состоянии нести весь положенный объем затрат.
Елена Рахманенко, генеральный директор Ювелирной группы "Роскошь":
"Невообразимо, что государство с огромной территорией имеет единственный специализированный таможенный пост в Москве! При пересечении границы стоимость изделий возрастает на 42%. По этой причине граждане еще долго будут покупать украшения за границей".
Если сравнивать с мировой практикой, расходы на импорт получаются более чем значительными. Так, во Франции НДС составляет 18%, в Германии еще меньше - 16%. Таможенная пошлина также часто устанавливается ниже, чем в России. Например, в США ее ставка составляет 6% от стоимости импортируемого товара. Азиатские страны иногда и вовсе вводят режимы налоговых послаблений. В Дубаи налоговая нагрузка на любой предмет класса luxury оказывается на 25% меньше, чем в России.
Но заплатить налоги - это еще полдела. Помимо обычных расходов на транспортировку, импортерам предметов роскоши необходимо свой товар заклеймить. По словам Рахманенко, проблемы в российской ювелирной промышленности последних лет также связаны с высокой стоимостью золота в качестве сырья для производства украшений:
"Затраты на изготовление 1 грамма цепного полотна в разы выше, чем в производствах других стран. А продукция выпускается такого же уровня, как на АвтоВАЗе. С ростом мировых цен на золото ювелирные украшения перешли из категории обычных аксессуаров в люксовые товары",- отметила гендиректор "Роскоши".
Это привело к тому, что в Приморском крае произошло серьезное падение продаж ювелирных украшений российского производства, но вместе с тем увеличились импортные объемы. Ольга Гриценко: "Не исключено, что скоро в ювелирной отрасли произойдет ситуация, подобная той, что творится сейчас в автомобильной. Для того чтобы люди перешли на украшения российского производства, для них сделают невыгодной покупку зарубежных".
Поезд тронулся. По словам Александра Ахполова, директора административного департамента Министерства финансов РФ, с мая 2009 г. Гохран и Пробирная палата не могут исполнять функции контроля в сфере оборота драгметаллов и драгкамней. Такую коллизию создал вступивший в силу в мае того же года закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля". Согласно документу, госконтроль могут осуществлять только федеральные органы исполнительной власти. Таким образом, Гохран и Пробирная палата выпали из системы государственного контроля. Поэтому решено объединить их, а взамен предложить рынку новый орган - Росдрагконтроль. В его функции войдет контроль за соблюдением требований законодательства в сфере добычи, производства, переработки, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
По мнению Рахманенко, на данный момент политика государства идет вразрез с его собственными интересами по аккумуляции золотого ресурса: "Для этого нужно открыть границы для ввоза золота и украшений без пошлин, а вывоз, напротив, обложить высокими пошлинами.
Эта очевидная мысль никак не приходит в голову нашим законодателям".
Неординарная позиция может иметь весьма негативные последствия. Предметы роскоши - это та группа товаров, где брэнд имеет не меньшее значение, чем качество. Очевидно, что брэндов, способных конкурировать с Patek Philippe, Breguet или Cartier, ни через месяц, ни через год в России не появится, поэтому совершенно непонятно, кого защищают высокие пошлины и сборы. Единственное, чего они способны добиться, - ухода части рынка в тень и оттока состоятельных клиентов, для которых государственные границы давно перестали быть преградой.