Владивосток, 19 апреля, PrimaMedia. Предварительное слушание по уголовному делу об аварии на АПЛ "Нерпа" назначено на 25 апреля, сообщил РИА PrimaMedia адвокат командира подводной лодки Дмитрия Лаврентьева Александр Кулаков.
Обвинительное заключение по делу АПЛ "Нерпа", на которой осенью 2008 года в результате аварии погибло 20 человек, было утверждено месяц назад. В качестве обвиняемых по делу привлечены командир АПЛ гвардии капитан 1 ранга Лаврентьев и старшина 2 статьи Гробов. Лаврентьеву инкриминируется совершение преступления, предусмотренного п. "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с причинением смерти по неосторожности двум и более лицам, предусматривается наказание до 10 лет лишения свободы). Гробов обвиняется в причинении по неосторожности смерти двум и более лицам (ч. 3 ст. 109 УК РФ - до 5 лет). Юристы считают, что процесс рассмотрения дела Лаврентьева в суде будет сложным, поскольку многие документы, относящиеся к делу, носят гриф секретности.
Между тем, в понедельник, 18 апреля, в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол на тему "Авария на подлодке "Нерпа": кто виноват?". В нем приняли участие Герой России капитан 1 ранга Анатолий Рымарь, Герой Социалистического Труда капитан 1 ранга Валентин Рыков, капитан 2 ранга Александр Покровский, кандидат юридических наук Илья Рубцов и капитан 1 ранга Игорь Курдин.
А вот представители предприятий, участвовавших в техническом оснащении лодки, участвовать наотрез отказались, сообщил корр. РИА PrimaMedia председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ Игорь Курдин.

Капитан 1 ранга Игорь Курдин. Фото: Автор: Клуб моряков-подводников Санкт-Петербурга
"Независимые специалисты сходятся во мнении: газ, который использовался на борту лодки в неисправной системе пожаротушения, не должен был причинить столько вреда экипажу, - считает Игорь Курдин. – Почему до сих пор не получены объяснения от тех предприятий, которые были ответственны за техническое оснащение и химический состав газа? Насколько был готов к испытаниям экипаж АПЛ, который проходил обучение в центре ВМФ в Сосновом Бору? Чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, мы пригласили на круглый стол представителей Санкт-Петербургского конструкторского бюро "Малахит" и научно-производственного объединения "Аврора".
Сосновоборский учебный центр и Санкт-Петербургское конструкторское бюро "Малахит" от участия в круглом столе отказались сразу. А научно-производственное объединение "Аврора", кроме того, прислало в ответ на приглашение письмо за подписью генерального директора К. Шилова.
"Не считаю для себя возможным принять участие в "круглом столе" по этическим соображениям. Причиной происшествия явился несанкционированный, без приказа ГКП (главного командного пункта. - Прим. ред.), ввод команды на подачу огнегасителя с прибора местного поста управления системы кем-то из находившихся на посту, - сообщается в письме руководства НПО "Аврора". – Результатом расследования выявлены виновные".
Моряки-подводники с такой трактовкой случившегося несогласны, а нежелание участвовать в круглом столе расценивают как грубую попытку скрыть правду.
"Одновременно с прокуратурой на АПЛ "Нерпа" работала комиссия ВМФ под председательством заместителя главкома адмирала Татаринова, которая не установила вины командира в аварии, - напомнил Курдин. - Действия экипажа в период борьбы за живучесть комиссия признала правильными".
Офицеры Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников пообещали активно участвовать в процессе и настаивать, в том числе, на участии в деле независимого общественного наблюдателя. Офицеры также признают необходимость дополнительных экспертиз и возможность участия суда присяжных.
На суде с участием присяжных заседателей настаивает Александр Кулаков, адвокат командира "Нерпы", который считает, что сегодня есть все основания не доверять военной прокуратуре ТОФ, передавшей материалы уголовного дела по факту аварии на корабле для рассмотрения в суд.
Авария на атомной подводной лодке "Нерпа", которую Минобороны планирует передать Индии, произошла 8 ноября 2008 года. При проведении ходовых испытаний в Японском море на корабле несанкционированно сработала система пожаротушения. В результате 20 человек погибли, в основном, гражданские лица, входящие в состав сдаточной команды АПЛ.