Владивосток, 19 апреля, PrimaMedia. Российские сотовые компании обращают все более пристальное внимание на рынок мобильных платежей. Актуальность тренда возникла с развитием сотовой связи и увеличением процента проникновения мобильных устройств. О перспективах развития мобильных платежей на Дальнем Востоке шла речь на круглом столе, который провела компания МТС с представителями крупных региональных банков и поставщиков услуг, сообщает корр. РИА PrimaMedia.
Как сообщил директор Дальневосточного макрорегиона ОАО "МТС" Алексей Сальва, сегодня общемировой рынок мобильных платежей приближается к триллиону долларов. Доходы мировых игроков мобильных платежей от операций, связанных с транзакциями к 2013 году составят 5,4 млрд долларов. МТС планирует увеличить доходы от мобильных платежейдо 14 млн долларов. Предполагается, что к 2015 году доходы операторов "большой тройки" от мобильной коммерции превысят 50 млн долларов.
Главная привлекательность удаленного способа оплаты заключается в том, что клиент получает возможность оплатить необходимые ему услуги в любое время и в любом месте, экономя время. Другими преимуществами платежей с мобильных телефонов являются низкая комиссия, безопасность и возможность привязывать сим-карту к банковской карте. За последние 12 месяцев на Дальнем Востоке количество пользователей мобильных платежей среди клиентов МТС выросло в три раза.
- Эти цифры говорят о надежности тренда, - отметил Алексей Сальва. - Проникновение мобильных услуг сегодня составляет 150%. Иными словами, на двух человек приходится три телекоммуникационных устройства. Параллельно в банковском секторе увеличивается количество держателей пластиковых карт, не относящихся к зарплатным проектам; кроме того, появляются отдельные проекты, которые стимулируют развитие мобильных платежей. А увеличение доли безналичных расчетов позитивно влияет на экономику в целом.По словам участников рынка, с помощью мобильных платежей удобнее оплачивать услуги связи, штрафы, коммунальные платежи, покупать авиа- и железнодорожные билеты, бронировать гостиницы, перечислять деньги на благотворительные проекты. В ряде российских регионов работают пилотные проекты по оплате проезда в общественном транспорте с помощью мобильного телефона.

Будущее мобильных платежей обсуждалось на круглом столе. Фото: Автор: МТС
Сервисом "Легкий платеж" от МТС, который позволяет оплачивать услуги с мобильного телефона, может пользоваться абонент любого оператора Приморья. При этом абоненты всех операторов могут проводить платежи с помощью телефона и банковской карты, а клиенты МТС могут еще оплачивать напрямую со своего лицевого счета.
При этом сами банки не считают, что сервисы мобильных платежей создают им конкуренцию. Финансовые учреждения и сами стараются вывести некоторые платежи на дистанционные каналы.
- У нашего банка есть система управления счетами через Интернет - Телебанк. По итогам 2010 года количество ее пользователей в России превысило миллион клиентов, увеличившись в два раза. Доля платежей через удаленные каналы дошла до 10% от общих банковских операций. Общее количество таких транзакций составило более 5,5 млн, каждый четвертый депозит открывается удаленно. Люди все активнее включаются в дистанционные средства управления счетами, начинают ценить время, - сообщил начальник отдела продаж операционного офиса Владивостокского филиала банка ВТБ-24 Александр Галичанин. – Но наш сегмент удаленных операций будет несколько разным по объему. Вряд ли мы будем конкурировать – скорее, будем друг друга дополнять.Одной из главных задач на ближайшее время банк ставит перевод 70% клиентов на дистанционное обслуживание. Крупным банкам не всегда выгодно обслуживать мелкие платежи из-за больших издержек. И сотрудничество с операторами сотовой связи позволит избежать противоречий между различными способами совершения платежей.

Альтернативные способы оплаты привлекают и банкиров, и поставщиков услуг. Фото: Автор: МТС
- Мы тоже заинтересованы в том, чтобы минимизировать наличные платежи, - признался заместитель управляющего Приморским отделением Сбербанка Алексей Зарубин. – Совместно с МТС мы развиваем услугу "Автоплатеж". Сервис предназначен для тех, у кого нет времени стоять в очередях, чтобы платить через операциониста, а связь нужна всегда. Это очень популярная услуга. Только в Дальневосточном филиале в марте ее подключили около двух тысяч человек. Мы не отказываемся принимать мелкие платежи, но предоставляем лучшую альтернативу, чем оплата через окно. Поэтому для нас компания МТС – это партнер, а не конкурент.
Начальник отделения пластиковых карт и платежных технологий банка "Приморье" Александр Зеленский тоже считает возможным сосуществование мобильных операторов и банков. Однако здесь все зависит от клиента, который выбирает удобный для него способ оплаты.
- Если клиенту удобно платить с телефона, он будет это делать. Контингент клиентов, которые пользуются безналичным расчетом, будет определять молодое поколение. Статистика безналичных платежей распределяется так: по 30% совершается с помощью пластиковых карт в терминалах, SMS-платежей на телефонах и через банкоматы; оставшиеся 10% - это оплата через Интернет-банк, - объяснил Алексей Зарубин. В то же время, старшее поколение предпочитает расплачиваться наличными. Так же поступают и некоторые держатели "зарплатных" карт: они в первый же день снимают со счета все, а потом рассчитываются наличными деньгами. У клиента есть определенные привычки и предпочтения. Не надо его отгонять. Нужно использовать ту часть клиентов, которые принесут определенные платежи и доход.

МТС готова обучать клиентов пользоваться мобильными сервисами. Фото: Автор: МТС
Пользу мобильных платежей оценили и крупные поставщики услуг – в частности, энергетики, которым возможность безналичного расчета могла бы помочь снизить количество неплательщиков. Парадоксальная ситуация: внушительная часть должников за электроэнергию – это состоятельные люди, которые копят долги потому, что у них нет времени зайти на почту или в банк и оплатить квитанции.
- Сегодня для нас очень актуально развивать все возможные способы приема платежей. Мы рассматриваем тему интернет-эквайринга. Безусловно, интересно нам и предложение МТС, - говорит финансовый директор ОАО "ДЭК" Наталья Калинина.
Важность свободы выбора понимают и в МТС. Компания готова обучать клиентов пользоваться мобильными сервисами.
- Если человек научится пользоваться Интернетом для того, чтобы облегчить собственную жизнь, мы быстрее пойдем дальше. Я надеюсь, что в ближайшее время нам удастся осуществить в Приморье сервис оплаты коммунальных платежей. Сегодня из десяти наших регионов покавсего четыре энергокомпании, в пользу которых мы можем принимать платежи. Это Магадан, Якутия, Чита и Бурятия. И мы планируем до конца весны охватить все регионы Дальнего Востока и Восточной Сибири. Все-таки, мобильная связь, Интернет и ЖКХ больше всего востребованы с точки зрения регулярных платежей. Нам бы хотелось, чтобы эта часть трудозатрат наших клиентов была минимизирована, - отметил коммерческий директор по работе с розничным рынком Дальневосточного филиала МТС Игорь Егоров.Напомним, услуга МТС "Легкий платеж" была запущена в сентябре минувшего года. Сейчас с ее помощью можно оплатить услуги более 3500 компаний в разных российских регионах. Перечень постоянно пополняется.