Владивосток, 12 апреля, PrimaMedia. В России снижается конкуренция среди участников торгов на приобретение товаров и услуг для государственных нужд. Цены, по которым органы власти осуществляют закупки, растут быстрее, чем на рынке. Производители, в отличие от посредников, участвуют в конкурсах и аукционах все реже, а количество недобросовестных поставщиков с 2008 года выросло в три раза. Такие данные озвучил во вторник департамент информации Счетной палаты РФ, сообщает РИА PrimaMedia.
В минувшую пятницу коллегия Счетной палаты России под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты проверки эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Александр Пискунов.
Материалы Счетной палаты и оценки международных институтов свидетельствуют о низкой продуктивности системы закупок для госнужд. Оценки эффективности сложившейся практики госзакупок по методике Всемирного банка не превышает 0,4 при норме 1,0.
На коллегии отмечалось, что ориентация на закупки простых продуктов по минимальной цене приводит к искусственному дроблению закупок сложной продукции и размыванию ответственности за конечный результат, а также к росту стоимости и сроков исполнения контрактов.
Несмотря на непрерывное совершенствование действующего законодательства в сфере госзакупок наблюдается снижение конкуренции. По мнению Счетной палаты, из-за отсутствия льгот и преференций непосредственно производители товаров и услуг все реже принимают участие в конкурсах и аукционах. Показатель конкуренции снизился с 3,68 в 2005 году до 2,78 в 2010 году. Растут расходы по контрактам с единственным поставщиком. Опережающими темпами растут цены госзакупок по отношению к ценам корпоративного и потребительского рынков. Количество недобросовестных поставщиков с 2008 года увеличилось в три раза. В результате выборочных проверок в 2009-2010 годах Счетной палатой выявлено нарушений в сфере закупок на более чем 2 млрд. рублей.
По мнению экспертов Счетной палаты, одной из мер могла бы стать разработка и принятие нового федерального закона о государственных (муниципальных) закупках (взамен Федерального закона от 13 декабря 1994 года № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"). Соответствующий отчет и предложения направлены Президенту России, в правительство и Федеральное собрание страны.