ВЛАДИВОСТОК, 24 июня, PrimaMedia. Генеральный прокурор РФ Юрий ЧАЙКА, утвержденный в пятницу Советом Федерации на эту должность, намерен проводить кадровые изменения в органах прокуратуры, сообщает РИА «Новости».
"Будут кадровые изменения", - сказал ЧАЙКА, отвечая на вопрос журналистов. Вместе с тем, он не сообщил подробности планируемых изменений.
Касаясь деятельности своего предшественника Владимира УСТИНОВА, Чайка заявил, что не имеет права оценивать его работу. "Я не имею права оценивать деятельность УСТИНОВА", - пояснил ЧАЙКА, отвечая на вопрос, были ли ошибки в работе экс-генпрокурора РФ Владимира УСТИНОВА.
В своем выступлении перед Советом Федерации РФ до назначения на должность Генпрокурора ЧАЙКА отметил, что не планирует предпринимать революционные шаги в совершенствовании деятельности органов прокуратуры.
"Как человек, отдавший почти тридцать лет прокурорской и следственной работе и прошедший все ее ступени, считаю категорически недопустимыми какие бы то ни было "революционные" шаги в вопросах совершенствования ее деятельности.
Нам нужна не революция, а эволюция: последовательное разрешение груза накопившихся проблем, правильный выбор приоритетов, акцентирование усилий на решении узловых задач с постепенным освобождением от несвойственных функций и вопросов", - сказал ЧАЙКА.
Он считает необходимым сконцентрировать главные усилия на шести основных направлениях: "это: правозащитная функция прокуратуры; сопровождение реализации приоритетных национальных проектов; повышение координации правоохранительных органов в борьбе с преступностью и усиление законности при проведении следствия и дознания; борьба с коррупцией; углубление международно-правового сотрудничества; проведение политики прозрачности и открытости в деятельности прокуратуры".
"Она (правозащитная деятельность) системообразующая. Низок уровень правовой образованности населения, люди один на один остаются с произволом местной власти", - сказал ЧАЙКА. "Есть серьезные проблемы с доступностью юридической помощи. В этих условиях именно органы прокуратуры должны стать тем инструментом, с чьей помощью простой человек может отстоять свои законные права", - подчеркнул он.
Но в то же время Чайка добавил, что одним только этим правозащитная функция прокуратуры не ограничивается. "Необходимо участие во всех широкомасштабных государственных мероприятиях, направленных на достижение нового качества жизни населения", - пояснил министр.
Коснулся он и создания в перспективе Следственного комитета как отдельной структуры.
"В перспективе может появиться Следственный комитет, но это не значит, что у органов прокуратуры будет отобрана функция следствия", - сказал ЧАЙКА журналистам после утверждения его на должность Генпрокурора.
"Не первый год продолжается дискуссия о разделении функций расследования и надзора, необходимости выделения следствия из прокуратуры и создания самостоятельного следственного ведомства. Несомненно, стратегический и концептуальный путь развития заключается именно в таком подходе, хотя, уверен, что при любой модели прокуратура должна оставаться субъектом следствия", - заявил ЧАЙКА перед членами Совета Федерации.
Он добавил, что этот вопрос "не следует решать поспешно, сгоряча". " Мы попросту можем сломать то, что имеем, не построив ничего взамен. Подобный печальный опыт есть уже у наших коллег из соседних стран: в итоге им пришлось возвращаться к прежней модели.
Поэтому насущной задачей на сегодняшнем этапе является повышение качества следственной работы в существующих условиях. Для этого внутри самой системы прокуратуры есть все силы и средства, и резервы далеко не исчерпаны", - утверждает ЧАЙКА.
По поводу коррупции он заявил, что "очень многие наши проблемы в экономической и социальной жизни являются ни чем иным, как результатом засилья коррупции".
"Поэтому своевременное вскрытие таких фактов, принципиальность реагирования и обеспечение неотвратимости наказания для коррупционеров - основная задача всех правоохранительных органов и в первую очередь прокуратуры.
В этой связи особого внимания и расследования требуют случаи использования прокуратуры или отдельных ее работников в так называемых корпоративных войнах. Прокуратура по определению не может быть инструментом в конкурентной борьбе", - подчеркнул ЧАЙКА.
По его словам, все элементы коррупции будут жестко пресекаться "со всеми надлежащими выводами". "В то же время, сразу хочу заявить, что не намерен проводить массовые зачистки, устраивать охоту на ведьм. В основной своей массе сотрудники органов прокуратуры - это порядочные, профессиональные люди, стоящие на страже закона", - сказал ЧАЙКА.
Однако говорить о новых громких коррупционных делах Чайка считает преждевременным. "Я должен посмотреть, есть ли основания говорить об этом", - сказал ЧАЙКА, отвечая на вопрос журналистов в Совете Федерации.
И на последок, будучи уже утвержденным на должность Генпрокурора РФ ЧАЙКА выступил за усиление позиции министерства юстиции в России."Усиление позиции министерства юстиции должно быть. Во всех странах министерство юстиции - это министерство справедливости", - заявил ЧАЙКА
Вместе с тем, он отметил, что несколько лет назад в России "функция Минюста была сведена на нет".
Биография: Юрий Чайка родился 21 мая 1951 года в г. Николаевск-на-Амуре Хабаровского края. В 1968 – 1970 гг. учился в Политехническом институте г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
В 1970 г.г. – электрик судостроительного завода, г. Николаевск-на-Амуре.
С 1970 по 1972 г.г. проходил службу в Вооруженных Силах.
В 1972 г. поступил, а в 1976 г. окончил Свердловский юридический институт. Специальность по образованию – правоведение.
С 1976 по 1978 г.г. работал стажером, а затем следователем прокуратуры Усть-Удинского района Иркутской области.
С 1978 по 1979 г.г. – заместитель Тулунского межрайонного прокурора Иркутской области.
С 1979 по 1983 г.г. – Тайшетский транспортный прокурор Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры.
С 1983 по 1984 г.г. – начальник следственного отдела Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры.
С 1984 по 1986 г.г. – инструктор отдела административных органов Иркутского обкома КПСС.
С 1986 по 1988 г.г. – первый заместитель прокурора Иркутской области – начальник следственного отдела.
С 1988 по 1990 г.г. – заведующий государственно-правовым отделом Иркутского обкома КПСС.
С 1990 по 1992 гг. – Восточно-Сибирский транспортный прокурор.
С 1992 по 1995 гг. – прокурор Иркутской области.
В ноябре 1995 г. был назначен первым заместителем генерального прокурора Российской Федерации.
02.04.1999 г. Указом президента РФ назначен исполняющим обязанности генерального прокурора РФ.
09.08.1999 г. покинул пост исполняющего обязанности генерального прокурора РФ, выйдя на пенсию.
17 августа 1999 г. Указом президента РФ назначен министром юстиции Российской Федерации в правительстве Владимира Путина.
18 мая 2000 г. Указом президента РФ назначен министром юстиции Российской Федерации в правительстве Михаила Касьянова.
24 февраля 2004 года указом президента РФ отправлен в отставку в составе правительства Михаила Касьянова.
9 марта 2004 года указом президента РФ назначен на пост министра юстиции РФ в правительстве Михаила Фрадкова. В мае 2004 года после вступления в должность избранного на следующий срок Президента РФ Владимира Путина вновь был назначен на пост министра юстиции РФ.
Член Совета безопасности РФ.
Награжден медалью за воинскую доблесть. Имеет почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации».
Женат. Имеет двоих детей.