При желании из праха умершего можно не только заказать алмаз, но и запустить несколько граммов на космическую орбиту. Но, увы, многие родственники и близкие отошедших в мир иной вынуждены мириться с отсутствием элементарных стандартов в этой сфере то необходимо сделать, чтобы поднять уровень этих деликатных услуг, которые оказывают в стране более 10 тысяч похоронных организаций? На эти вопросы пытались найти ответы собравшиеся за "круглым столом" в Совете Федерации.
Проводить в мир иной на достойном уровне все сложнее. В качестве максимальной компенсации ритуальным службам за безвозмездно предоставляемые гражданам услуги с 1 января 2009 года установлено 4 тысячи рублей.
Но такой размер социального пособия во многих регионах страны не покрывает даже минимальных затрат на погребение. По официальным данным, годовой оборот в сфере ритуальных услуг в РФ составляет более 30 млрд рублей.
Профессионалы утверждают: в реальности на половину больше. Мимо государевой казны проплывают миллиардные налоги. Криминализация рынка печальных услуг обострилась в начале 2000-х, когда отменили лицензирование компаний. В эту сферу прихлынуло немало дельцов в надежде нажиться на чужом горе, без понимания своей социальной миссии. Закон "О погребении и похоронном деле", принятый еще 15 лет назад, давно не в состоянии регулировать рынок.
В большинстве регионов этот рынок нуждается в конкуренции, убежден Михаил Федоренко, замначальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС. По его оценкам, во многих городах страны рынок смещается к монополизации со стороны МУПов и ГУПов. "Захоронить без их согласия во многих городах стало невозможно", - отметил он. Отсюда - рост цен на них и падение качества. "По результатам проверок в 61 субъекте выявлены нарушения антимонопольного законодательства, - отметил он. - Возбуждено свыше 240 дел о его нарушении".
Между тем государство возложило полномочия по организации похоронного дела в полном объеме на органы местного самоуправления. При этом, правда, "забыв" о выделении средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации на содержание мест захоронения. И что в итоге?
По данным Александра Сидоркина, замначальника отдела анализа и планирования департамента ЖКХ Минрегиона России, в маленьких городах кладбища - "это заросший бурьяном и кустарником участок земли, на котором в хаотическом порядке находятся захоронения различных размеров". Могилы зачастую подтапливает паводок, к ним нет подъездных дорог. Когда же резервы погостов исчерпываются, под захоронения открываются ранее закрытые кладбища, что грозит "масштабными эпидемиями". Сидоркин также констатировал: кадастр нынешних, ранее существовавших и древних (незарегистрированных кадбищ) в стране не ведется. Под новые кладбища нередко отводятся участки в лесфонде.
"Если так будет продолжаться и дальше, в ближайшем будущем наши города окажутся окруженными не лесами, а кладбищами", - с похоронным настроением предрек Сидоркин.
Озабочены власти и тем, что захоронение умерших от особо опасных инфекционных заболеваний осуществляется не на специальных кладбищах. Проблему могли бы решить кремационные комплексы, которых сейчас так не хватает. Здесь помогло бы государственно-частное партнерство, но пока оно трудно приживается в этой сфере.
Какой же выход возможен из этой "траурной" ситуации? По мнению президента Союза похоронных организаций и крематориев Павла Кодыша, необходимо закрепить функции единого координатора развития похоронного дела за одним федеральным органом. Для этого лучшим выбором стал бы минрегион развития РФ. Кодыш считает, скорейших изменений требует и федеральный закон о погребении. Но работа над этим потребует времени, однако необходимо уже сейчас, считает эксперт, обеспечить выход на рынок "проверенных компаний", готовых достойно выполнять деликатные функции. "От идеи лицензирования, видимо, придется отказаться, - пояснил Кодыш. - Но этот институт должны заменить саморегулируемые организации (СРО). Это поможет оградить жителей от встречи с недобросовестными компаниями.