
Алла Штым и сотрудники кафедры. Фото: Автор: РИА PrimaMedia
"На Хоккайдо своеобразный климат - долгие снежные зимы и короткое, но очень жаркое лето с высокой влажностью, - рассказывает Алла Штым. - Снега выпадает много, его собирают в большие гурты, засыпают опилками, сверху накрывают водоизоляционной пленкой, закрепляют. А под землей от гуртов к зданию аэропорта идут воздуховоды. Когда в июле 2008 года на острове проходил саммит Большой Восьмерки, его главное здание тоже охлаждали именно так".
Систему можно использовать как для крупных, так и для малых объектов. Нужно всего лишь построить снегохранилища, хотя если объект небольшой (около 200 метров квадратных) подойдет и теплоизолированный контейнер.
"Очень эффективно охлаждать таким образом овощехранилища, качество продуктов сохраняется гораздо дольше. Например, у японцев рис в хранилищах не мог храниться больше года, его качество сильно ухудшалось. А с использованием "снежного кондиционера" рис хранится уже пять лет и свойства его при этом не меняются, - продолжает доцент Штым. - Мы подсчитали, что такая система для среднего овощехранилища окупится меньше чем за год. Даже при условии, что для доставки снега будут использоваться автомобили, это все равно выгоднее, чем подключать привычные системы кондиционирования и холодильники".
В другом японском городе - Мураран - снег со всего города свозят в одно место. В конце зимы его накрывают опилками, натягивают тенты и в течение всего лета все, у кого в "домашнем" контейнере снег закончился, могут взять его в этом хранилище, или позвонить в службу доставки снега, которая привезет "охлаждающий элемент" и загрузит его в контейнеры.
"В Приморье мы разработали систему кондиционирования с помощью снега для одного частного дома. Снег они собирают не только со своего участка, но и с соседних, утрамбовывают в контейнер и летом охлаждают свой зимний сад.
Однако, при использовании такой системы в промышленном масштабе могут возникнуть проблемы. Снег в крае не всегда выпадает в большом количестве. Кроме того, у нас же не Мураран, снег грязный и напрямую его использовать массово нельзя. Поэтому мы придумали и запатентовали другую систему. В обычные пластиковые 5-ти и 18-ти литровые бутылки заливается вода, зимой, при естественной температуре замораживается, складируется в контейнер и через него вентилятором прогоняется воздух. Удобно, дешево, чисто. Такая экспериментальная установка уже действует в нашем университетском цехе деревообработки".

Масштабная заготовка снега в Приморье - это проблематично. Фото: Автор: https://www.ljplus.ru/img4/l/o/lojso/02.jpg
К слову новый международный терминал в аэропорту Владивостока тоже мог получить инновационную систему кондиционирования. Однако подрядчики, строящие терминал, к ученым так и не обратились, поэтому проектировать что-то новое и индивидуальное уже поздно. Скорее всего, в новом аэровокзальном комплексе аэропорта Владивосток будет типовой проект системы кондиционирования.