Польза и вред. Печень
10 июня, 14:20
Выборы исполнительной и законодательной власти Камчатки в 2003-2004 годах
9 июня, 11:00
Камчатка 9 июня: история Усть-Камчатского порта
9 июня, 08:50
Вахта Победы: Телефонист-фронтовик из Забайкалья проложил 12,5 км провода за 12 минут
8 июня, 21:00
Польза и вред. Огурцы
8 июня, 14:20
Десант снаряжала вся Камчатка: из истории Курильской десантной операции
8 июня, 11:00
Камчатка 8 июня: Российско-Американская компания и новые заказники
8 июня, 08:50
Камчатка 7 июня: места отдыха горожан и день рождения тренера Каталагина
7 июня, 08:50
Польза и вред. Куриное мясо
6 июня, 14:20
Камчатка 6 июня: плавание вокруг мыса Лопатка и "Чертёж Камчадальского носу"
6 июня, 08:50
Камчатка 5 июня: исследователь Камчатки Владимир Тюшов и День эколога
5 июня, 08:50
Что не стоит делать 5 июня в день Левона Огуречника, чтобы не было проблем с деньгами
5 июня, 07:00
Польза и вред. Авокадо
4 июня, 14:20
Камчатка 4 июня: создание Акционерного Камчатского общества
4 июня, 08:50
Камчатка 3 июня: "Скаска" Владимира Атласова и оползень в Долине гейзеров
3 июня, 08:50

"Ведомости": Федералы окончательно посадили регионы на иглу финансовой помощи центра

Из-за налоговых новаций 2003-2006 гг. региональные бюджеты потеряли почти 600 млрд руб. доходов, а приобрели на порядок меньше — 53 млрд руб, убеждена Счетная палата
20 июня 2006, 19:15 Общество

ВЛАДИВОСТОК, 20 июня, PrimaMedia. Налоговая реформа разорила регионы, убеждена Счетная палата. Из-за налоговых новаций 2003-2006 гг. региональные бюджеты потеряли почти 600 млрд руб. доходов, а приобрели на порядок меньше — 53 млрд руб. Теперь регионы окончательно сели на иглу финансовой помощи центра, сокрушаются аудиторы. Минфин с оценками не согласен, а регионы просят больше не отнимать у них источники доходов, пишет сегодня газета "Ведомости".

В распоряжении "Ведомостей" оказалось письмо председателя Счетной палаты (СП) Сергея Степашина спикеру Совета Федерации Сергею Миронову. Степашин анализирует "состояние и доходный потенциал" регионов на основании отчетов региональных администраций.

Обобщил эти данные аудитор Сергей Рябухин. Налоговые новации последних лет очень больно ударили по доходам регионов. Отмена дорожного налога в 2003 г. лишила их 129,4 млрд руб. В 2004 г. потери были еще больше: снизилась региональная доля платежей за негативное воздействие на окружающую среду и пользование недрами, отменили налог с продаж, центру отошли платежи за пользование лесным фондом.

Всего регионы потеряли 165,5 млрд руб. доходов, подсчитали аудиторы. В 2005 г. в пользу центра изменилось распределение налога на прибыль, водного налога, налога на добычу полезных ископаемых — и региональные бюджеты недосчитались 199,7 млрд руб.

 В 2006 г. регионы лишились еще 100,8 млрд руб. из-за изменения правил уплаты акцизов на алкоголь, земельного и подоходного налогов. Всего из-за налоговых новаций 2003-2006 гг. региональные бюджеты потеряли почти 600 млрд руб. доходов, а приобрели новые налоговые доходы на 52,9 млрд руб., резюмирует СП.

Издание отмечает: ситуация усложняется тем, что в доходах регионов 80% сейчас составляют поступления от федеральных налогов, влиять на которые территории не могут. А вот федеральные законодатели до сих пор вправе предоставлять льготы по региональным и местным налогам.

Из-за этого, по данным СП, в 2003-2005 гг. регионы недополучили 15% доходов. Правительство пытается компенсировать территориям бюджетные потери, но компенсации совершенно неадекватны, считает СП. Например, в 2005 г. налоговые реформы лишили бюджет Магаданской области 349,9 млн руб., а на поддержку сбалансированности бюджета центр перевел всего 19,6 млн руб. — 5,6% потерянного. Еще в 37 субъектах Федерации трансферты из федерального бюджета намного меньше налоговых потерь.

Из-за этого разрыв в социально-экономическом развитии территорий увеличивается, пишут аудиторы. Десять богатейших регионов дают 55% всех налоговых поступлений, и, если бы не помощь центра, доходы бюджета на душу населения в самом бедном регионе были бы в 193 раза меньше, чем в самом богатом.

Лишь в 17 регионах подушевой доход выше среднероссийского, а в 72 регионах (где живет 75,3% населения страны) — ниже среднего. Чтобы преодолеть угрожающую тенденцию, аудиторы предлагают ввести трехлетний бюджет, чтобы территории могли лучше прогнозировать свои доходы, а также дать им право регулировать льготы по налогу на землю, имущество граждан и подоходному налогу.

Аудиторы лукавят, убежден руководитель департамента бюджетной политики Минфина Алексей Лавров. В своих расчетах они не учитывают, что благодаря снижению налогов в регионе ускоряется экономический рост и увеличиваются налоговые поступления, объясняет он.

Доказательство тому — постоянный рост налоговых доходов территорий (с 2003 по 2005 г. — в 1,7 раза). Объем финансовой помощи центра при этом не растет, как и количество высокодотационных регионов, подчеркивает Лавров. Его вывод подтверждает Александр Андряков из Экономической экспертной группы. По его расчетам, объем финпомощи центра в 2004 г. был 2,3% ВВП, в 2005 — 2,4% ВВП.

 А согласно правительственным бюджетным проектировкам, помощь будет снижаться и дальше: в 2006 г. центр переведет регионам 448,3 млрд руб. (1,7% ВВП), а в 2007 г. — 462,85 млрд руб. (1,53% ВВП).

А Илья Трунин из Института экономики переходного периода разделяет оценки аудиторов. “Не секрет, что все реформы последних лет были направлены на централизацию налогов”, — говорит он. Но в России эта централизация имеет смысл: не все имеют на своей территории природные ресурсы, а вот разный уровень налога на прибыль приводит к недобросовестной налоговой конкуренции, да и перерегистрация крупного налогоплательщика из одного региона в другой может стать катастрофой для бюджета его прежней “прописки”, объясняет Трунин.

“Для нашего края выводы Счетной палаты справедливы”, — говорит представитель Пермского края в Совете Федерации Татьяна Попова. По ее словам, регионам сейчас важнее всего “не менять ничего хотя бы три года” и лишить федеральных законодателей права устанавливать льготы по региональным и местным налогам.

“Регионы от финансового кризиса в последние годы спасло только то, что у всех быстро росли доходы. Но отбирали явно больше, чем давали”, — соглашается председатель бюджетного комитета верхней палаты Евгений Бушмин. По его словам, центр должен давать регионам не денежные компенсации, а стабильные источники налоговых доходов.

“Лучший способ это сделать — заменить НДС налогом с продаж, поступления от которого полностью перевести на региональный уровень”, — убежден сенатор, сообщает "Ведомости".

14
43
37