Так ли сильно западные санкции ударили по отечественной авиации? Удается ли вовремя проводить ремонт и обслуживание воздушных судов иностранного производства? Оправдались ли мрачные прогнозы начала года? Обо всем этом рассказал технический директор Аэрофлота Алексей Михалик, сообщает ИА PrimaMedia.
Как отмечает Алексей Михалик, в этом году авиакомпания столкнулась с существенным увеличением сроков поставки изделий практически всех наименований. В первый период Аэрофлоту удалось избежать увеличения продолжительности выполнения техобслуживания за счёт существовавших складских запасов. Теперь же для обеспечения ритмичной работы компания перестроила логистику и подходы к формированию складов.
"Для изделий, которые необходимо менять по окончании ресурса, мы закладываем увеличенное время поставки. Кроме того, мы увеличили количество изделий в неснижаемом запасе, чтобы компенсировать усложнение логистики. Все формы технического обслуживания, предусмотренные для воздушных судов авиакомпаний группы Аэрофлот выполняются в полном объёме в соответствии с программой. При этом обеспеченность расходными материалами на текущий момент составляет 100%", — заверил Алексей Михалик.
В вопросе обеспечения судов необходимыми компонентами Аэрофлот работает сразу в нескольких направлениях. Часть изделий группа компаний уже достаточно давно ремонтирует самостоятельно и обладает уникальными для нашей страны компетенциями по многим позициям. По части изделий Аэрофлот активно развивается и планирует освоить ремонт в ближайшем будущем. Ремонт части компонентов освоен и другими предприятиями в России, с которыми Аэрофлот плотно взаимодействует.
"Нельзя не отметить нашего провайдера "А-Техникс", который помогает нам решать возникающие вопросы в рамках полученного сертификата разработчика ФАП-21. Держатель такого сертификата в рамках своих компетенций имеет право разрабатывать и выпускать техническую документацию как на ремонт, так и на изготовление тех или иных несложных комплектующих изделий. В отсутствии связи с производителем воздушного судна, это очень помогает компаниям и организациям по ТОиР подконтрольно, в рамках действующего законодательства России, выполнять ремонты воздушных судов или отдельных компонентов воздушных судов", — комментирует Алексей Михалик.
Также он сообщил, что в настоящее время набирает ход собственное подразделение Аэрофлота, которое будет заниматься конструкторским сопровождением эксплуатации западной авиатехники.
"Ожидаем в начале 2023 года получить свой сертификат ФАП-21 на данный вид деятельности. Пусть сейчас мы находимся только в начале пути, но группа Аэрофлот в этом направлении развивается очень быстро", — сказал Алексей Михалик.
Также представитель Аэрофлота прокомментировал прогнозы и опасения некоторых экспертов о том, что в условиях санкций российским авиакомпаниям придется прибегать к "каннибализации", когда запчасти от одного борта идут на починку другого. По словам Алексея Михалика, Аэрофлот не практикует такой подход и не имеет воздушных судов под разборку.
"Само слово "каннибализация" звучит пугающе. Оно, пожалуй, может быть применено к необратимым процессам, когда воздушное судно, с которого снимаются компоненты, уже не сможет вернуться в строй. Мы такой подход не практикуем. Для обычных процедур в авиации применимо более точное понятие — перестановки компонентов между воздушными судами с целью быстрого восстановления того или иного самолёта, — сообщил Алексей Михалик. — В мировой практике любая авиакомпания, любой провайдер услуг по техобслуживанию и ремонту (ТОиР) формирует склад запасных частей. Однако, пусть и нечасто, но компании сталкиваются с ситуацией, когда нужного компонента не оказывается в наличии. В итоге самолёт, на борту которого обнаружен отказ блока или компонента, будет простаивать. Но, в то же время, на техническом обслуживании может находиться самолёт, на котором стоит полностью исправное изделие нужного наименования. Совершенно логичным будет переставить этот компонент на самолёт, который задействован в расписании, чтобы как можно скорее вернуть его на крыло. А неисправный компонент будет отремонтирован, и когда на самолёте, с которого он снят, завершатся сервисные работы, восстановленный компонент будет установлен на него. Таким образом, не нарушаются операционные планы авиакомпании, повышается средний налёт на воздушное судно".
Алексей Михалик подчеркнул, что все самолёты в парке авиакомпаний группы Аэрофлот либо исправны, либо находятся на техническом обслуживании, при этом есть понимание количества компонентов, подлежащих восстановлению, и сроков поставки компонентов для восстановления воздушных судов.
Как отметил Алексей Михалик, эксплуатация действующего парка западных самолетов может продолжаться до момента достаточного насыщения авиапарка самолётами российскими. Отечественный перевозчик прежде всего преследует цель сохранить для пассажиров доступность авиасообщения при неизменно высоком уровне безопасности полётов.