ВЛАДИВОСТОК, 22 ноября, PrimaMedia. "Правый руль" стал символом Приморья: в 90-х благодаря близости Японии, где можно было купить доступные и качественные авто, в крае сформировался целый социальный класс.
В 2008 году правительство ввело заградительные пошлины на ввоз подержанных автомобилей из-за границы. Это нанесло ощутимый удар по предпринимателям, которые занимались исключительно этим бизнесом, по простым обывателям. В регионе прошли серьезные народные волнения. Люди, не довольные политикой правительства, выходили на улицы, отстаивая свои интересы. Но их действия не принесли результатов.
А потому люди, привыкшие к качественным, но дешевым авто, стали изыскивать пути решения проблемы. Предприниматели начали ввозить в РФ так называемые "конструкторы" и "распилы".
"Распилы" появились не от хорошей жизни, заменив собой "честные конструкторы" (возникшие после очередного повышения пошлин). Конструкторы представляли собой машины, ввозившиеся по частям – кузов, двигатель, подвеска, - и уже в России, после растаможки в качестве запчастей, собиравшиеся вновь. Такая схема позволяла легальным путём занизить объём таможенных платежей и дала многим автомобилистам шанс за приемлемые деньги обновить свои автомобили, оформив "замену номерных агрегатов" - то есть кузова и двигателя. Соответствующие изменения вносились в ПТС, и так ввезённый по частям автомобиль легализовывался", - описывает эволюцию предпринимательских экспериментов журналист "Новой газеты" во Владивостоке, автор документального романа "Правый руль" Василий Авченко, – "Естественно, нашему государству это не понравилось, но просто так запретить ввоз и замену запчастей было нельзя. Власть не придумала ничего лучше, как обложить ввоз подержанных автокузовов пошлиной в размере не менее 5000 евро, что поставило крест на ввозе конструкторов и подтолкнуло наших предприимчивых земляков в начале 2009 года изобрести "распилыши".
По словам Василия Авченко, качество распиленного, а затем сваренного автомобиля вызывает обоснованные опасения, но, с другой стороны, реальной статистики, говорившей бы об опасности (или, напротив, безопасности) "распилов", пока просто нет.
Как сообщил начальник ГИБДД по Приморскому краю Александр Лысенко, проблема распиленных автомобилей в Приморье стоит довольно остро и находится на контроле автоинспекции.
"Ситуация страшная. На таможне все склады забиты этими вот распиленными половинами автомобилей. Это ужасает", - сказал начальник краевого ГИБДД. По его словам, автомобиль, ввезенный таким способом, опасен для использования и не допустим к езде на дорогах края.
"Вы представляете, что это такое: вот конструкция распилена и сварена в чудовищных условиях. При повороте создается огромная нагрузка на корпус машины. Если поворот еще малого радиуса, то вдвойне, втройне нагрузка увеличивается. Вот и получается: перед такой машины в одну сторону поедет, а задняя часть – в другую. Не дай бог, попадает такая машина к законопослушному покупателю. За этим стоят человеческие жизни. Пример: Сахалин, Камчатка. Были факты, когда эти машины разлетались просто по частям", - уточнил он.
Как определить при покупке такой автомобиль?! Эксперты отвечают так: "Когда спрашиваешь у продавца, сколько стоит его новенькая блестящая машина, а он говорит: "8-9 тысяч долларов". Это при том, что 420 тысяч пошлина на ввоз автомобиля целого, 5 тысяч евро – конструктора, а по распилам – 20 тыс. рублей. А почему так мало, спросите вы его? Продавец объяснит: да вот, понимаешь, это не распил, я его так привез. Стоит попросить у него ПТС. В ПТС стоит дата выдачи ГТД и регистрации. Если регистрация стоит этим годом – это явно признак подделки. Понятно, что ГТД не могла выдаваться в том случае, если кузов ввозился частями".
По словам журналиста "Новой газеты" во Владивостоке, автора документального романа "Правый руль" Василия Авченко, именно подделка ГТД позволяет сейчас правоохранительным органам выявлять "распилы" и отказывать им в регистрации либо даже отменять произведённую ранее регистрацию.
"Здесь остаётся только посочувствовать тем, кто приобрёл такое авто, не зная о связанных с ним возможных проблемах", - продолжает он. - "Но, с другой стороны, есть серьёзные основания полагать, что объявленная краевой госавтоинспекцией борьба с распилами – очередная кампанейщина, потому что количество выявляемых распилов несопоставимо с количеством оформляемых. Любой житель Владивостока каждый день может видеть на дорогах автовозы, доверху наполненные "половинками". Вероятно, их оформление позволяет неким людям в погонах серьёзно зарабатывать на том, что они "закрывают глаза" на подделку ГТД".
На вопрос о том, как подобные автомобили попадают на дороги края, глава Приморского ГИБДД ответил, что регистрацию они проходят в других регионах - таких, как Бурятия и Ингушетия. Также бывают случаи, когда владелец такого автомобиля просто не ставит его на учет, изредка выплачивая штрафы
"Так называемые "предприниматели" сейчас везут документы в Ингушетию. "06 регион" так называемый. Так же в Бурятию. ПТС там все оформляется. Ни одна машина туда не уезжала и оттуда не выезжала. Мы знаем это на сто процентов. Когда мы шлем запросы, они подтвердить не могут, отписки какие-то делают. Мы им говорим: дайте обоснование, почему выдали этот ПТС. Молчат", - сообщил он.
Глава приморского ГИБДД сообщил, что этой ситуацией заинтересовалась и госавтоинспекция МВД России.
"ГАИ страны проводит служебную проверку. Подключил прокуратуру туда. Там что-то не то у них происходит. Там деньги им глаза закрыли полностью. Я боюсь, что не будет Ингушетии - будет другой какой-то регион", - сообщил начальник ГИБДД Приморья.
Альтернативный вариант того, как попадают распиленные автомобили на дороги Приморья, приводит руководитель представительства национального общественного комитета по противодействию с коррупцией по Приморскому краю Николай Черентаев. Он основывает свои доводы на результатах проверки местного ГИБДД московской комиссией, которая проводилась, по его данным, в мае 2010 года.
"В мае этого года в Приморье приезжала московская комиссия УВД. По справке, подписанной по итогом проверки первым заместителем начальника ДОБДД МВД РФ, генерал-лейтенантом Владимиром Швецовым, в ГИБДД Приморского края выявлено, что 2 900 авто зарегистрировано с нарушением приказа МВД РФ №1240 от 07.12.2000г. По результатам проверки выявлено, что все незаконные регистрации и подписи выполнены согласно распоряжения начальника УГИБДД Приморья полковника Лысенко от 21. 10. 2009 №225. Аналогичная ситуация наблюдается и в других регистрационных подразделениях края", - сообщил он, - " С 4 июля 2009 по 7 апреля 2010 года в филиалах МГТО и РАС №1 (то есть пункте техосмотра по адресу ул. Командорская, 11) было выдано 2 900 СКТС, из них – 1 476 штук получил некий гр-н А.Н. Таах".
Николай Черентаев добавляет: "Только гр-н А.Н. Таах может подписывать СКТС у начальника МОГТО и РАС №1 подполковника милиции Александра Петрова. Каждый день начальник без выходных и праздников подписывает этому Таах, в среднем, по 10 СКТС. При этом число бланков СКТС, выданных этим пунктом, значительно превышает количество бланков, выданных основным подразделением по регистрации №1, согласно закона, которые должны выдаваться в МГТО и РАС".
По его словам, ввоз автомобилей будет посилен для кошелька приморцев, если работать честно, не ломая ту структуру, которая установлена законом.
"Например, я приобрел автомобиль, допустим, за 5 тысяч долларов. Привести его конструктором: то есть двигатель отдельно, кузов отдельно. Отплатил свою пошлину, стоимость СКТС. Не 70 -80 тысяч, как это попросят сделать по улице Командорской, а 500 рублей. Конечно, ни у кого бизнеса никакого тогда не ломается. Это нормально. Но когда СКТС увеличилось в сотни раз, то и цены на авто растут в сотни раз. Вот почему такие заоблачные цены. Только из-за этого", - сообщил Николай Черентаев.
На вопрос о том, как эту проблему можно разрешить, антикоррупционер–общественник отвечает: "...обращениями в прокуратуру, в антимонопольные комитеты поменять руководство ГИБДД Приморского края. Только тогда, может быть, что-то поменяется. Пока есть поддержка и выручка со стороны таких, как Лысенко… ничего не получится".
По словам журналиста "Новой газеты" во Владивостоке, автора документального романа "Правый руль" Василия Авченко, "приморским автобизнесменам практически не оставили выбора, в очередной раз повысив пошлины на ввоз подержанных автомобилей. Поэтому ответственность за появление "распилов" и все возможные с ними проблемы (по крайней мере моральная ответственность) лежит на федеральном центре - в той же, если не в большей, степени, чем на самих предпринимателях".