ВЛАДИВОСТОК, 16 ноября, PrimaMedia. Клуб "Zabriskie Point" в честь своего десятилетия сделал подарок себе и Владивостоку. На его сцене выступил дуэт "ТU" - гитарист Trey Gunn и барабанщик Pat Mastelotto, последние 10 лет играющие в составе легендарных "King Crimson".
В небольшом помещении "Zabriskie Point" полумрак. Публика - в большинстве своем это мужчины средних лет - сидит за столиками и ведет размеренный диалог. Полное ощущение интимности происходящего. Десятиструнная гитара Трея Ганна и барабаны Пата Мастелотто заполняют собой все пространство клуба. Визуальный ряд и музыкальные сэмплы с налетом "интеллектуального безумия" идеально создают атмосферу нереальности происходящего. Вряд ли те, кому посчастливилось это услышать, когда-нибудь забудут эту музыку.
Перед выступлением музыканты Трей Ганн и Пат Мастелотто в беседе с журналистами рассказали о месте музыки в их жизни, о впечатлениях о России, сложностях концертной деятельности и о многом другом.
- Часто бываете в России?
- Я был в России 6 или 7 раз (показывает Пат жестами. Трей показывает: "девять"). Впервые мы посетили Россию в 2003 году.
- Заметили изменения? Есть разница между Россией тогда и Россией сейчас?
Т - Я не заметил особых изменений, а ты?
П - Вы знаете, кое-что я заметил: люди стали больше улыбаться. В наш первый визит в Россию никто не улыбался, а сейчас напротив.
- Успели получить впечатления от Владивостока?
- Во Владивостоке мы впервые. Мы заметили, что люди здесь довольно забавно водят!
- Ваши гастрольные туры – это только работа, или есть и другие мотивы?
П – По-разному. Все туры разные.
Т – Тут есть определенный баланс. Я, например, люблю ездить туда, где еще не был, или туда, куда хочу поехать еще раз. Я люблю приезжать в Россию, и я никогда не был во Владивостоке. Здесь мы совмещаем приятное с полезным.
- В какой стране вам было сложнее всего выступать?
Т - Самый сложный в моей жизни саундчек был в Москве. Даже два самых сложных саундчека в моей жизни были именно в Москве. Однако само выступление было фантастическим! Почему именно так? Я не знаю, как это работает, но есть в России что-то особенное.
У нас даже афоризм сложился в связи с такой тенденцией: "Чем лучше саундчек, тем хуже шоу; чем хуже саундчек, тем шоу лучше". И это правда. Если ты отыграл на чеке безупречно, обязательно на выступлении будут помарки.
Пат тут же добавляет
– Вот в чем плюс импровизации - ты можешь многое поменять на ходу. Если у Трея, например, вдруг отключится усилитель, мы найдем, как выкрутиться. А если у тебя песня, в которой все прописано, и каждый раз ты должен играть именно это, одна помарка может вызвать панику.
– Где вам комфортнее выступать: в таких залах как этот ("Zabriskie Point") или на больших стадионах?
П - Да везде хорошо… но чрезмерно большие не очень нравятся. А что-то вроде этой, или на 200-300 человек – это здорово. Я также не люблю чересчур маленькие, потому что я громко барабаню. Для кафетерия ведь больше подойдет акустическая гитара.
Т – По-моему, надо быть как можно ближе к людям. Здесь все должно пройти отлично! Мы выступали перед 12-тысячной аудиторией, и это тоже было неплохо.
П - Да все прошло отлично, но когда публики сто тысяч человек – это слишком много! Я люблю, когда люди находятся вблизи, как здесь. Иногда бывает, ты стоишь на арене, а перед тобой баррикады, огромная пропасть между тобой и аудиторией. Слушатели так далеко… забавно выглядит.
Т - Да, все-таки нужно видеть лица…
– Вы участвовали в множестве разных проектах, где играли музыку в совершенно разных стилях. Как объяснить такой стилистический разброс?
Т – Обычно проект, в котором ты играешь диктует характер, направление, твой подход к исполнению музыки. Мы с Патом, собравшись в тандем, просто начали делать, то, что делаем. Это как разные планеты, не связанные между собой, ты можешь посетить одну, потом другую. Когда-то, Пат играл с Киммо Похьёненном (финский музыкант, аккордеонист – прим.ред.), это была очень странная музыка.
П – Я играл поп-музыку, наверное, больше, чем Трей: кантри, фолк. В этих направлениях совсем другие правила игры. Можно провести аналогию с правилами вождения. В Англии ты едешь по одной стороне, в США - по другой. Я знаю, что, играя с этими людьми, я должен сделать сбивку именно так, прямолинейно. Когда мы играли с Треем в "King Crimson", или в случае с Киммо, я мог делать все что угодно. Везде свои правила.
– Вы играли с людьми, которых называют "странными" в хорошем смысле, - Киммо Похьёненн, Роберт Фрипп, Дэвид Сильвиан. А какие они в обычной жизни?
Т – Я не могу с ходу ответить, они обычные люди.
П – Все они разные… Киммо – опасен, он реально опасен. Роберт – такой, каким вы его видите на сцене. Дэвид Сильвиан – очень тихий, он может произнести сотню слов за целый месяц.
- Трей, вы выступали с фолк-исполнительницей Инной Желанной, расскажите нам об этом подробнее?
Т – Да, я играл с Инной и с группой "Farlanders". Я однажды с ней записывался и играл с ними на двух шоу в Москве. Одну из наших совместных записей я забрал на свой лейбл в США на этой неделе.
– Как вы считаете, может ли российская фолк музыка иметь успех в Европе и США?
Т – Я не имею ни малейшего понятия. Я люблю странные вещи. Её запись неплохо расходится в США. Эта музыка для американцев – экзотика.
– Кто был вашим кумиром – вдохновителем, кто подтолкнул вас к занятию музыкой?
Т – Я в детстве слушал тяжелый рок, "Black Sabbath", "Aerosmith".
П – А я слушал кантри, там много представителей. Слушал много "Beatles", "Led Zeppelin", "Queen", я их люблю. Джими Хендрикс для меня был олицетворением духа свободы. В текстах Джона Леннона я узнавал истории собственно жизни, он как будто говорил со мной, а я слушал и поражался: "парень, как ты узнал об этом?!"
– Посещаете ли вы концерты бывших кумиров, тех кто еще на сцене, например, "Aerosmith"?
Т – О нет, нет. Вы знаете, не очень хочется видеть тех кто казался великим, но уже таким не является.
– Что вы думаете о качестве современной музыки, что лично вам нравится?
П – Поп-музыка? Я не знаю, не слушаю, что-то вроде Леди Гага…
Т – Мы проводим больше времени работая над музыкой. Порой я слушаю свои работы по 10 часов в день. Нельзя сказать, что я вообще не слушаю современную музыку, я просто не делаю этого регулярно, как другие люди. Когда я за рулем, у меня всегда что-нибудь играет.
П – В моей машине даже нет радио. Когда я дома, я все время работаю над музыкой, 16 – 18 часов в день. Она влетает в мои уши: музыка, музыка, музыка. Поэтому, когда я еду в машине в тишине – это хорошо. У меня нет ни радио, ни МTV…
Т – А у меня в доме даже телевизора нет.
- У вас есть интернет-сайты и даже блоги. Что вы думаете о веб-дистрибуции музыки? Должно ли распространение музыки быть бесплатным, либо за нее нужно платить?
П - Когда я был маленьким, Джон Леннон сказал: "Когда ты написал песню, она уже не принадлежит тебе — она принадлежит миру". Это так, однако, я вырос и музыка – это то, что меня кормит, и если она вся станет бесплатной, то на что мне жить? Своей жене я постоянно дарю свою музыку, просто записанную на компакт-диск на домашнем компьютере.
Т - У меня на этот счет есть аналогия. Представьте, что в баре разливают бесплатный ликер, хозяину такого бара может очень скоро понадобиться другая работа. Это интересный процесс, когда любители музыки могут сами выбирать, кого слушать: профессиональных музыкантов или нет.
– Для вас музыка – это работа?
П – Я играю для собственного удовольствия. Я счастливчик, что могу так жить, жить музыкой. Мне кажется, я бы в любом случае ей занимался, даже будучи бедняком.
Т – Никто не хочет слышать из уст музыканта, что ему не нравится то, что он делает.
П – Деньги никогда не были мотивацией… Хотя нет, я вру…
Т – После того как ты сделал готовую композицию, тебе нужно ее продать, однако сам процесс работы над ней – это то, что ты любишь.
П – Музыку не всегда продают, иногда можно просто раздать свои диски, если ты просто хочешь, чтобы люди слушали твою музыку, наслаждались ей. Я очень многое делаю бесплатно, если люди звонят или пишут электронные письма… Иногда я играю с начинающими группами бесплатно, а после продажи своих дисков они сами отдают мне какие-то деньги. Если в начале деньги взять неоткуда, то ничего, без проблем.
- Какую программу вы приготовили на сегодня, это что-то особенное?
П - Это всегда что-то особенное, все потому, что мы используем гибкий формат выступлений. Используем много импровизации. Как будто мы едем по карте, и знаем, куда она нас приведет, только путь каждый раз находим новый.