- Татьяна Игоревна, расскажите, пожалуйста, о системе Монтессори: что это такое и на что направлено?
- Основная цель Монтессори-педагогики – раскрыть индивидуальную природу ребенка. Если взрослые постоянно руководят ребенком - указывают ему, что делать, не оставляют ребенку никакой свободы выбора - шансов понять, что нужно именно ему, не остается. Более того, ребенок, привыкший к директиве, отвыкает думать и чувствовать себя – он ждет руководства взрослого.
Если говорить о высшей задаче, то автор этой системы Мария Монтессори говорила о том, что каждый человек приходит в эту жизнь с определенной миссией, и природа даёт нам способности, таланты, особенности именно для ее реализации. Высшая задача каждого человека - понять и раскрыть свою миссию. В этом случае больше шансов оказаться в жизни "на своем месте", не прозябать, а испытывать удовлетворение от жизни, быть счастливым и понимать смысл своего существования. Ведь как часто бывает так, что человек, всю жизнь отдавая нелюбимой работе, выходит на пенсию и начинает, например, писать картины, чувствуя, что только начал жить по-настоящему.
Понимание себя – что есть я и что есть счастье для меня – вот суть жизни человека на земле. И тогда задача взрослых людей, которые стоят рядом с ребенком – внимательно наблюдая за ним, помочь ему понять свой путь.
- Как Вам удается реализовывать такой подход на практике?
- Система Монтессори дает в руки педагога все средства. Если он умело и грамотно пользуется ими, у ребёнка появляется возможность в полной мере проявлять свою индивидуальность. Но, к сожалению, наличие Монтессори - материалов в детском саду, и даже специальной подготовки по Монтессори - педагогике – это далеко не все, что обеспечивает достижение тех задач, которые лежат в основе системы. Умение педагога очень внимательно, чутко и грамотно наблюдать, желание и умение понимать потребности каждого малыша, вдумчивое и профессиональное отношение к проблемам ребенка, уважение права ребенка быть собой – все это требует огромной работы с педагогами. Именно поэтому внутри нашей организации выстроена целая система подготовки профессионалов, руководят которой психологи и старшие педагоги Центра, ежегодно педагоги проходят курс повышения квалификации под руководством ведущих специалистов России. Но обучение не ограничивается только стенами Центра. Мы регулярно активно участвуем во всех крупных событиях, связанных с Монтессори - педагогикой не только в российском Монтессори - сообществе, но и в международном. Мы ежегодно участвуем в Азиатстко – Тихоокеанской конференции, в которой также принимают участие лидеры Монтессори - движения стран АТР - Японии, Кореи, Индии, Китая и других. А в прошлом году мы встречали международную делегацию из Кореи у себя, возглавила которую лидер Монтессори - движения Кореи, директор Института обучения Монтессори - педагогики Кореи. Цель визита делегации заключалась в экспертировании нашей площадки. В этом году мы приняли участие в конференции европейского Монтессори – сообщества Montessori – Europe (Германия) – все это значительно расширяет наш профессиональный опыт, открывает новые перспективы, расставляет нужные акценты в работе и позволяет постоянно повышать своё профессиональное мастерство.
Подводя итог сказанному раннее, можно сказать, что личностный и профессиональный портрет педагога – основное условие, при котором может состояться то, что заложено в самые значимые и глобальные задачи Монтессори - педагогики.
- А в чем преимущества системы Монтессори над традиционной?
- Монтессори – это метод индивидуальной педагогики, признанный самым гуманным в мире, проверенный столетием и доказавший свою эффективность временем. Приоритетной задачей здесь, как я уже говорила, является воспитание личности ребёнка. Это позволяет сформировать такие качества в ребенке, как умение принимать решения и нести за них ответственность, инициативность, самостоятельность, уверенность в себе, умение понимать и говорить о своих чувствах, владение конструктивными моделями социального взаимодействия и другие. Если говорить более кратко, то Монтессори - педагогика формирует у ребёнка позитивную самооценку – базовую основу успешной личности и развивает в нём активную жизненную позицию.
Чтобы сказанное не оставалось лишь красивыми словами, мы не только подробно объясняем родителям воспитательские принципы Монтессори -педагогики, которые используем в ежедневной работе, но и обучаем этим принципам родителей – при нашем центре работает родительская школа. Основная цель её работы – помочь мамам и папам стать более эффективными и компетентными в вопросах отношений родителей и детей, овладеть практическими навыками позитивного воспитания, в основе которых лежит уважение личности ребёнка.
Давайте хотя бы частично рассмотрим, как через основные воспитательно – образовательные принципы педагогики Монтессори достигается достижение задач личностного развития ребёнка. Возьмём, к примеру, принцип свободы выбора. Класс Монтессори состоит из огромного количества специального дидактического материала Монтессори. Здесь есть всё, что необходимо детям для речевого, сенсорного, физического развития, формирования математических представлений, основ естественно- научных дисциплин и навыков практической жизни . Но самое главное во всём этом многообразии то, что педагог не диктует детям, чем заниматься, а ребенок сам выбирает себе занятие. Это учит ребёнка делать самостоятельный выбор, концентрироваться на самом себе, понимая свои актуальные потребности – ведь выбрать один материал из предлагаемых 500 – не такая уж простая задача, согласитесь.
В среде Монтессори представлены такие виды практической деятельности как стирка белья, чистка обуви, изготовление салата, глажение белья и многое другое. Причем все это ребенок учится делать по-настоящему: в его руках настоящий утюг, крем и щётки для обуви, ингредиенты для салата и настоящий нож. Но самое важное – это не сам факт освоения этих важных практических навыков, а чувство независимости, самостоятельности и уверенности в себе, которые приобретает ребенок в результате освоения этих навыков.
Или, например, принцип самостоятельного контроля ошибок. Фактически любую свою работу ребёнок может проверить сам без помощи учителя. Уже в самом материале Монтессори заложен этот принцип. Это позволяет избежать смещения мотивации деятельности ребенка с "деятельности по интересу" на "деятельности за оценку, похвалу". Это исключает формирование зависимости от оценки.
Еще один не менее важный принцип Монтессори - педагогики гласит: "Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам". Если профессиональные умения педагога позволяют реализовывать этот принцип на практике наравне с другими принципами, то достигается задача по формированию позитивной самооценки ребёнка, составляющую основу благополучия личности.
Я привела всего лишь три принципа, хотя их гораздо больше. Совокупность их применения на практике даёт в руки педагогов совершенно конкретные инструменты, которые позволяют достигать на практике задачи по личностному развитию ребенка.
- Как ребенок, воспитанный по системе Монтессори, придя в общеобразовательную школу, где другие принципы и правила, может максимально быстро адаптироваться к новым условиям?
- Феномен адаптации состоит не в прямом переносе усвоенных норм и правил с одной среды на другую, а в способности приспособиться к новым условиям.
Несмотря на достаточное количеств свобод в Монтессори, любая из них имеет свои ограничения. Базовое правило в ограничении свободы можно сформулировать так: "Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого". К примеру, одно из ограничений свободы выбора материала – уборка предыдущего, то есть ребёнок не может взять следующий материал для работы, если не убрал предыдущий – это приучает к порядку, формирует потребность в завершении действия, когда любое незаконченное дело вызывает дискомфорт. Или другое ограничение: "Прежде чем вмешаться в деятельность другого ребёнка, необходимо спросить у него разрешения". Это воспитывает уважение к интересам другого, учит детей договариваться.
И подобных правил в среде Монтессори предостаточно. Ценно то, что все правила, соблюдения которых мы ждем от ребенка, направлены не на то, чтобы сделать жизнь взрослых более удобной, забыв о потребностях малыша, а на обучение детей уважать и учитывать интересы друг друга, освоение основных принципов жизни в группе, когда ребенок может отстаивать собственные интересы и учитывать интересы других – то есть то, что обеспечивает залог успешной жизни в коллективе.
Наличие и соблюдение правил учит ребенка им подчиняться, повышает уровень его социализации. Поэтому, имея достаточный опыт принятия и соблюдения правил в Монтессори - среде , ребенок приобретает необходимые навыки социализации, необходимые для успешной адаптации. Приходя в новую среду, он осваивает другие правила, характерные для новой среды.
- Как попасть в ваш сад?
- Так как период детского сада – период долгого и плотного сотрудничества учреждения и семьи, мы подходим к этому вопросу со всей ответственностью. И основная задача в этом вопросе – сверить наши ориентиры в воспитании с родителями, которые дома должны придерживаться тех же принципов воспитания, что и наш детский сад. Если есть противоречия, то у ребенка картина мира раздваивается, и, как результат, он теряется. Например, в саду к мнению ребенка прислушиваются, формируя уверенность в себе, позитивный образ своего "Я", а дома властный родитель требует полного подчинения, не считаясь с желаниями ребенка. Поэтому нам крайне важно познакомиться как можно ближе с родителями, понять их принципы воспитания, ожидания от сада. И наше знакомство начинается задолго до поступления ребёнка в детский сад: деток туда мы набираем только из тех, кто посещает наши филиалы для детей от восьми месяцев до трех лет. Так что времени для нашего знакомства с семьей достаточно, чтобы и им, и нам понять, насколько мы нужны друг другу.
- И еще один вопрос. Как известно, с 1 октября вступили в силу новые санитарно-эпидемиологические нормы, которые смягчили требования к организации частных детских садов. Хотелось бы услышать Ваше мнение по этому поводу.
- В нашем городе в условиях огромной нехватки детских садов домашние детские сады - это выход из ситуации. Однако не стоит забывать, что у дошкольных учреждений "на дому" единственная функция - присмотра и ухода за ребенком. Для формирования целостной личности ребенка этого мало. Мы знаем по своему опыту, как необходимы знания педагогики и возрастной психологии, как важна работа профессионального психолога в дошкольном учреждении. Ведь дошкольный возраст является базовым с точки зрения формирования личности ребенка, и от профессионализма тех людей, кто рядом с ним в это время, зависит очень многое.
СПРАВКА (по материалам Википедии):
Мария Монтессори (1870 — 1952) — итальянский педагог, учёный, философ, гуманистка. Первая женщина в истории Италии, окончившая курс медицины. Автор педагогической системы, которая резко отличается от традиционной.
Первая "школа Монтессори" была открыта ею 6 января 1907 года в Риме. Методы, основанные на опыте работы в этой школе, были впоследствии успешно развиты и остаются популярными во многих странах мира.
Одним из свидетельств международного признания Марии Монтессори стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это – Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.