Мой Nissan Cube, обучив меня некоторым тонкостям водительского искусства, после трех лет эксплуатации выполнил свою миссию. Пришла пора, пересесть с "кубика" на машину.
"…И ждет меня успех с Toyota"
Несколько месяцев приглядываясь к встречным авто, зачитав до дыр отзывы о тачках на сайте drom.ru, наконец, нахожу свою машину. Это Toyota Corolla Runx. Хочется ощутить на собственной шкуре, что это - ездить на самой лучшей машине в мире. Cменив 85 лошадей под капотом на 110, все-таки надеюсь сэкономить на бензине (нисанновский объем двигателя - 1,3, у Toyota- полуторалитровый). Хотя с регулярно меняющимися ценниками на топливо мне это вряд ли удастся. Но пока в списках акционеров "Газпрома" моя фамилия не значится, двухлитровый Crown останется неосуществленной мечтой.
Второй пункт моих запросов - дорожный просвет. У Runx клиренс божеский - 16. Хочется найти машину без обвесов, делающих пузотерку-легковушку более уязвимой. А если хватит денег, куплю полноприводное авто, и тогда позволю себе поехать по непролазной дороге на Триозерье. Передний и задний бампер моего "кубика" испытали все "прелести" приморских дорог, точнее - ям на дорогах, и были не раз латаны и шпаклеваны кузовщиками. Больше такой "фартук", как на Cube, мне не нужен.
В укороченной Corolla смущает только мини-багажник. Туристический скарб туда не закинешь. Видимо, идеальных машин не бывает. Придется моему семейству ехать в Ливадию в обнимку с шезлонгом, упираясь коленками в сумку с палаткой.
Выбрав Corolla по картинкам, напевая панфиловскую "…и ждет меня успех с Тойотой", собираюсь на легендарный авторынок "Зеленый угол". Понимаю, что мне, профану, там придется нелегко. Ведь выбор машины на авторынке для меня таинство, все тонкости которого доступны только избранным. Грамотные отчеты дромовцев о покупке железного коня вызывают во мне одновременно и восхищение, и священный трепет. Чтобы не выглядеть откровенно глупо, решаю взять с собой в поход коллегу-журналиста и еще спеца. Автомеханик Ринат Фаттахов - как раз тот человек, который нужен.
"Зеленый угол" ждет
Итак, мы в автомобильном сердце Владивостока. "Зеленка", как называют рынок в городе, хотя изрядно и измельчала после поднятия пошлин на ввоз иномарок, но разнообразие машин есть. Наша цель - подыскать приличную ToyotaCorollaRunх. Немного побродив по рынку, замечаем представителя этой марки - цвет серый металлик непонятного отлива. Продавца пришлось поискать. Он выглядел унылым и старательно делал вид, что ему абсолютно плевать, купим мы его товар или нет.
- Вот ключи, рассматривайте, - пробубнил он с пренебрежением. - В салоне поаккуратнее, машина только с мойки.
С виду Runx выглядел вполне пристойно. Но Ринат первым делом полез под капот.
- У этой двигатель тщательно вымыт, - констатировал он. - Это должно наталкивать на определенные подозрения. Возможно, таким образом попытались скрыть потеки масла. Тут же Ринат советует обращать внимание на состояние "подушек" двигателя: на них не должно быть никаких повреждений. Естественно, надо достать щуп и поразглядывать масло. Оно не должно быть черным - это говорит о том, что двигатель скоро загнется.
- Вообще, когда покупаешь машину, главное - не комплексовать и не скромничать. В конце-то концов, деньги твои и на автомобиле тоже ездить тебе. Поэтому лучше все сразу тщательно просмотреть, - наставляет Ринат.
После осмотра двигателя переходим к кузову.
- На "Зеленке", конечно, редко продают битые машины, но вот с рук купить "аварийку" можно запросто, - поясняет эксперт. - Если ремонт делали качественно, то визуально почти не определить, что автомобиль "целованный". А проверить очень просто. Достаточно взять с собой маленький тонкий магнит для холодильника и провести по кузову. На шпаклевку он, естественно, не прицепится.
Для Приморья, благодаря все тем же злосчастным пошлинам, стало актуальным ввозить так называемые распилы. Это когда машину режут пополам и сваривают в пункте назначения. Гуляет миф, что на таких автомобилях ездить - самоубийство.
- В принципе, это не миф, поездка может закончиться весьма плачевно, - считает Ринат. - Если машину "сварили" некачественно, при сильной аварии ее просто разорвет пополам. В свое время я занимался перегонкой автомобилей. Так вот, из 10 "распилов", что мы везли в Улан-Удэ, доезжали, как правило, только три.
"Распил" увидеть легко. Достаточно в салоне отогнуть обшивку кузовной стойки - там должны быть следы сварки (подробнее смотрите на видео на сайте kp.ru). Следы распила не прячут и на днище, поэтому можно загнать авто на эстакаду и внимательно присмотреться.
Наконец, переходим к последнему этапу испытаний авто и просим продавца дать прокатиться.
- Окна лучше открыть, потому что если в машине хорошая звукоизоляция, посторонних шумов вы не услышите. Если "ходовка" скрипит, плохо держит дорогу - слышен звук трения металла об металл. А ее замена выходит очень дорого, - говорит Ринат.
"Но для меня их цены велики"
Я внимательно выслушиваю продавца и механика, заглядываю под капот, кручусь в салоне и окончательно решаю, что на моем месте на стоянке будет стоять именно "королка".
Одно очень смущает на "Зеленке" - цены. "Моя" японка стоит 380 тысяч рублей. Хотя продавцы утверждают, что товар свежепривезенный, машины выпущены в 2005 и 2006 годах. Все это прекрасно, но мне хочется авто подешевле как минимум на 80 тысяч. Пусть даже машина будет постарше. Но выбор Runx’ов на авторынке небольшой. А полистав статистику интернет-аукционов, понимаю, что за Toyota пятого - шестого года с торгов придется выложить никак не меньше 400 тысяч рублей. Зато беспробежная по России машинка второго - третьего года может обойтись всего в 300 тысяч. Разница в цене прельщает. Но, как бы ни была близка мечта цвета серый металлик, понимаю, что и вторая моя машина будет куплена на аукционе. Тамошние эксперты - не чета нашим продавцам с рынка. Они оценивают машину бескомпромиссно, и в этом случае услуги механика мне не понадобятся.
Кстати
Как присмотреть себе авто на аукционах
Фирм-посредников, занимающихся покупкой бэушных японок, полно. У большинства есть сайты, у меньшего количества на сайте есть удобный интерфейс для подсчета конечной стоимости авто во Владивостоке. Чтобы прицениться, в калькулятор нужно вбить марку машины, модель кузова, объем двигателя, год выпуска и стоимость. Для того, чтобы узнать примерную цену, надо открыть вкладку "аукционная статистика". Там точно так же указать все свои запросы по машине и просмотреть, чем в последнее время заканчивались торги по интересующей модели. Нужно обращать внимание не на начальную цену, а на итоговую, если лот продан. Там же можно изучить аукционный лист приглянувшейся машины. Царапины и небольшие вмятины снижают аукционную оценку. Чтобы сэкономить, можно выбрать авто "на троечку": не очень новый и с солидным пробегом. Или даже с оценкой R. Это означает, что автомобиль был в ремонте. Ремонт по японским меркам сильно сбивает цену машины. Изучив аукционный лист, можно выяснить, какая была неисправность. Если в машине меняли только поцарапанный пластиковый бампер, такой ремонт не страшен, и можно рискнуть взять дешевую иномарку.
Дальше остается позвонить в фирму и договориться. Машину в этом случае удастся купить не вдруг, зато в точности ту, что заказали.