ВЛАДИВОСТОК, 15 сентября, PrimaMedia. Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (Приморское УФАС) Сергей Вялых считает, что если продавец топлива предоставляет объективные факторы повышения цен, антимонопольный орган вмешиваться не должен, сообщает издание Золотой Рог.
О ситуации на местном топливном рынке Сергей Васильевич рассказал следующее:
- На розничном рынке нефтепродуктов Приморского края присутствуют два хозяйствующих субъекта, которые занимают доминирующее положение на местном рынке и, по сути, определяют ценовую политику. Это ОАО "Приморнефтепродукт" и ОАО "Роснефть-Востокнефтепродукт", сбытовые "дочки" соответственно НК "Альянс" и НК "Роснефть". Ряд мелких игроков, так называемых независимых операторов, по большому счету, не определяет погоду на рынке в целом. Естественно, что наше управление обращает самое пристальное внимание на контроль над двумя основными игроками, включенными в реестр монополистов.
В работе с доминирующими компаниями есть одно непременное условие, которое они обязались выполнять, - предоставлять в УФАС в течение месяца информацию о ценообразовании. Кроме того, в случае если компания собирается поднять цены на свою продукцию, в данном случае на топливо, более чем на 5%, она обязана с нами это согласовать и предоставить свое обоснование. Обычно первым с таким обоснованием к нам обращается "Приморнефтепродукт", за которым в скором времени следует и "Роснефть-Востокнефтепродукт".
Теперь главный элемент нашей работы - разобраться, насколько обоснованны расчеты операторов. Обоснованны - значит, положение дел носит объективный характер, необоснованны - значит, в расчет берутся субъективные факторы. Сразу же скажу, что в последние годы участники местного рынка всегда опираются в своих расчетах на объективные показатели. Показывают, что происходит на оптовом рынке и как это сказывается на их рентабельности. Казалось бы, что при росте цен на оптовом рынке, к примеру, скажем, на 2 руб. в пересчете на один литр бензина розничный оператор должен поднять стоимость этого вида топлива на своих АЗС, как минимум, на те же 2 руб. Как показывает практика, наши компании таких резких скачков не делают. Повышают, допустим, на 50 коп. А значит, начинают работать с меньшей рентабельностью, посягая на часть своей маржи. УФАС в свою очередь все представленные расчеты перепроверяет по всем доступным источникам, в том числе задействуем власть. Смотрим, какие цены на тот момент у производителей топлива, какова транспортная составляющая, наличие технологической инфраструктуры (нефтехранилищ) и т.д. Оцениваем рынок, можно сказать.
Подытожу. Если компания предоставляет объективные факторы повышения цен и оно объясняется теми законами, которые действуют в российской экономике, наша позиция однозначна - необходимости применять меры реагирования нет. В качестве примера можно привести ситуацию на рынке лекарственных средств. Ажиотажа по поводу наличия медикаментов в Приморье сегодня нет, хотя на федеральном уровне было выявлено много фактов сговора между фармпроиз-водителями и дистрибьюторами. Когда мы только начали разбираться в ситуации, было непонятно, каким образом тот или иной препарат попадает в Приморье. Сейчас мы знаем всю эту технологическую цепочку. Кто, у кого и по каким отпускным ценам что берет. На топливном рынке, не побоюсь этого сказать, ситуация еще прозрачнее.
Отмечу еще один момент. Сегодня у антимонопольного органа есть весьма жесткий по своим последствиям метод наказания компаний ври выявлении необоснованного повышения цен - штраф в размере процента от объема выручки за рассматриваемый период. Поверьте, это очень суровое наказание и вы в своей работе стараемся не прибегать к столь резким мерам. Необходимо понимать, что изъятие крупных сумм у любого, даже сверхэффективного предприятия способно нанести ему серьезный урон, вплоть до возникновения угрозы банкротства. Рычаги нам даны грозные, но кому будет легче от их применения, вот в чем вопрос. Поэтому принцип взят на вооружение очень простой: не навредить.
- Ваш прогноз на развитие ситуации на розничном рынке нефтепродуктов в ближайшей перспективе?
- Оптимистический - резкого скачка цен на топливо не будет до конца года. Пессимистический - резкого скачка цен не будет в ближайшие два месяца.