"Гаражная экономика востребована, — считает Николай Матвиенко, советник вице-президента Ассоциации строителей ДФО. — Если нужно подтянуть ремень вентилятора или заменить перегоревшую лампочку стоп-сигнала, то сосед по гаражному боксу бескомпромиссно лидирует в топе рейтингов обращений. Доступность услуги и быстрота исполнения оставляет далеко позади авторизованные сервисные центры".
В приморских гаражах производство товаров доминирует над производством услуг. Неподакцизная водка, контрафактные автозапчасти, сантехарматура и комплектующие, некоторые виды медицинских препаратов, пищевые добавки, офисная мебель и торговое оборудование, резинотехнические изделия, комплектующие для бытовой электроники, орудия промыслового рыболовства, удобрения, даже персональные компьютеры — ассортимент богат.
По некоторым данным, во Владивостоке насчитывается 437 гаражных кооперативов. И это только те, у кого заключены договоры аренды земли. Если в каждом открылось две-три полулегальные мастерские, то цифры оказываются серьезные. Готов ли сегодняшний гаражный бизнес расставаться с некой частью своего дохода в пользу государства?
Большинство предпринимателей официально числятся безработными, но государству не докучают. В ответ оно делает вид, что не замечает их трудовой деятельности, и не старается вывести из тени.