В ходе недавней встречи с лидерами фракций Госдумы Путин ответил на желание западных "партнеров" победить Россию на поле боя — "что же, пусть попробуют". Жители Приморья поддерживают президента и не сомневаются в победном исходе противостояния, деятельно поддерживая Родину. Академик РАН Петр Бакланов в интервью ИА PrimaMedia рассказал про экономические подоплеки нынешнего мирового политического кризиса и о путях решения проблем страны.
- Петр Яковлевич, какие основные факторы с точки зрения экономики привели к нынешней чрезвычайной ситуации?
— Россия в настоящее время находится на перепутье, переживает тяжелый и сложный период в своей истории, который в известной мере можно обозначить, как "момент истины".
Как известно, в 1990-е годы по целому ряду как объективных, так и субъективных причин произошел распад нашей великой общей Родины — СССР. Именно в этом — корни всех последующих кровавых конфликтов на постсоветском пространстве, в том числе и нынешнего российско-украинского. В 1990-е же Россия, как и все другие выделившиеся из СССР республики, вступила на путь рыночной экономики.
К тому времени наиболее развитые страны уже имели длительный этап формирования рыночных отношений, жесткой конкуренции и международных связей. Россия, включаясь в рыночную экономику, в том числе мировую, могла пристроиться, главным образом, только в арьергарде. У нас просто не было шансов включиться в цепочку высокотехнологичных отраслей, а произошло включение в основном лишь в сырьевые международные цепочки — нефтегазовые, металлургические, лесные и рыбные.
В эти сферы устремился и крупный российский частный капитал, именно здесь сложились и наши крупнейшие компании. Постепенно в них появился и занял важные позиции иностранный капитал. Вскоре были утрачены национальные гражданское авиастроение, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, производство оборудования для многих добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности и многое другое. Соответствующую технику, машины и оборудование начали закупать на внешних рынках.
Государство утратило и свою управляющую роль в развитии крупных частных и "получастных" (частно-государственных) компаний, а они, реализуя свои собственные стратегии развития, направляли свои доходы в больших объемах на массовые закупки техники, оборудования, различных материалов за рубежом, а часть доходов выводили в другие страны — в их банки и в зарубежные инвестиции. Так ресурсы, полученные в России, начинали работать на развитие экономик других стран. Постепенно, кроме всего прочего, страна утрачивала свою национальную экономическую безопасность.
Глобальный капитализм, никогда не жаловавший Россию, сбросил свои маски и проявил свою реальную сущность — погоню за максимальной прибылью любой ценой, незаконно и грубо выдавливая нас из мировой экономики.
Целых 8 лет "демократический, цивилизованный" Запад, якобы пекущийся о правах отдельного человека, не замечал постоянные обстрелы городов Донбасса и убийства украинскими нацистами десятков мирных граждан. Даже простым здравомыслящим людям было понятно, что можно было выполнить минские соглашения — одобренные ООН и всем мировым сообществам, и избежать военного конфликта. Но молчаливо (а возможно, и нет) западные гаранты их выполнения поддерживали упрямое стремление украинского руководства не выполнять ни одного пункта. И все это длилось целых 8 лет!
— Можно ли было избежать военного пути разрешения накопившихся в отношениях России и Украины противоречий? Была ли спецоперация неизбежной?
— Когда я встречаюсь с коллегами, некоторые выступают с такой позиции — мол, это Москва виновата, когда напала на соседнюю страну.
Вот что я говорю в ответ, хотя не все со мной соглашаются. Конечно же, наивно думать (особенно со стороны ученых мужей), что у руководства Украины и их покровителей не было стратегических планов решения проблемы Донбасса. При этом и теоретически, и практически возможными были два варианта.
Первый — добровольное прекращение какого-либо сопротивления ДНР и ЛНР и реинтеграция их в Украину. Но этот вариант уже был невозможен из-за тысяч погибших жителей Донбасса, продолжающихся постоянных обстрелов, полной экономической блокады республик, наконец, из-за полного запрета русского языка на Украине. А население Донбасса на более, чем 80% — русские.
Реальным оставался только второй вариант — военный захват республик и зачистка их от нелояльных Украине граждан, возможно, даже по хорватскому сценарию. Поэтому к республикам стягивались украинские войска. Именно на это, уверен, нацеливал Украину и "демократический цивилизованный" Запад, наращивая поставки вооружения, обучая украинских военных и поощряя рост национализма и русофобии на Украине.
Теперь же об этом военном варианте свидетельствуют и факты: полученные российскими военными документы и свидетельства украинских военнопленных. С учетом всего этого основную вину за военные действия на Украине, конечно же, несут "цивилизованный" Запад и руководство Украины.
В этой связи следует подчеркнуть, что сейчас наши российские военные выполняют сложную, тяжелую, но очень важную миссию: они защищают жителей Донбасса и их право на исконную русскую культуру, на русский язык, защищают от распустившегося, как видим, пышным цветом на Украине самого настоящего нацизма. К большому сожалению, безоговорочно поддерживающий руководство и явные проявления нацизма на Украине Запад сам, как стало уже хорошо видно, также поражен проявлениями нацизма. В том числе, когда демонстрирует исключительное превосходства своего общества и своих ценностей.
— Военная операция России, конечно же, будет завершена, и чем быстрее и с меньшими потерями, тем лучше. Как дальше развиваться России и, между прочим, Донбассу?
— Об этом сейчас думают и спорят многие политики, ученые, журналисты, просто граждане страны. Озвучивается много интересных взглядов, предложений. Конечно же, размышляю и я над этими вопросами. Представляется, что Россия сегодня действительно стоит на перепутье.
Впереди у нас, в общем и целом, два пути.
Первый — постепенная стабилизация экономики и новые встраивания в пусть не во все, но во многие мировые производственно-экономические и логистические цепочки, сохранение крупного частного бизнеса и полугосударственных (в том числе — с большой долей иностранного капитала) компаний. При отсутствии существенного управляющего влияния на них государства. Что подразумевает вновь вывоз огромного капитала за рубеж, в том числе и иностранными инвесторами и компаниями и т. п.
Желающих идти этим путем, уверен, очень много, особенно в предпринимательской среде и в нашей либеральной элите. Но ведь уже самим "цивилизованным, свободным и самым демократическим" Западом развенчаны созданные им мифы. О неприкосновенности частной собственности (изъяты почти разнообразные активы России и Белоруссии, наших сограждан за рубежом). О свободной конкуренции и мировой торговле — яркий пример тому — наша торговля газом и нефтью, другими товарами, вся ситуация с Северным потоком-2. О свободном движении капитала — почти моментально были закрыты тысячи иностранных компаний в России, а российские — за рубежом.
Стало совершенно очевидно, что в современной глобальной капиталистической экономике управляют ее реальным сектором не рыночные механизмы, а власть силы и высокопробной циничной информационной лжи. И так поступают не только с Россией и Белоруссией, но и с другими странами, которые осмеливаются не выполнить требования, рекомендации США. В том числе, например, с такими крупными, активно развивающимися странами, как Китай и Индия.
В любой момент могут быть разорваны международные производственно-экономические и логистические цепочки, заморожены, а затем и конфискованы активы, инвестиции, а к самым "непослушным" применимы бомбардировки городов и коммуникаций. Новейшая история это уже видела.
Таким образом, первый путь в будущее — восстановление прежнего типа социально-экономической системы в России — во-первых, из-за произошедших перемен уже просто невозможен. А во-вторых, при этом нас снова ожидают многие весьма возможные негативные последствия и риски. В любой момент "сильными мира сего" могут быть разорваны важнейшие производственно-экономические и логистические цепочки. Изъяты зарубежная собственность, активы, инвестиции. Введены самые разнообразные экономические санкции, разрушающие страну. В подобных условиях каждая уважающая себя суверенная страна может в одночасье лишиться своей экономической безопасности. А обеспечение последней — важнейшая задача любого, особенно крупного государства.
На этом пути постоянно будут сохраняться значительные социальные различия, контрасты между большой группой богатых и сверхбогатых граждан и миллионами бедных, существующих у черты и за чертой прожиточного минимума. Кроме того, большая часть национальных ресурсов — и природных, и материальных, и финансовых выпадает из целенаправленного планомерного управления и нацелена на получение максимальной прибыли только для частных компаний, в их интересах. В такой экономике невозможно в полной мере использовать современные научные достижения и цифровые информационные технологии, так как невозможно в стратегическом долгосрочном планировании охватывать крупные частные компании, частный бизнес, в том числе и с иностранным капиталом. Наконец, частная собственность на природные ресурсы при любом типе регулирования будет порождать в целом неэффективное их использование и экологические проблемы. Частная собственность на отдельные природные ресурсы противоречит научно обоснованному представлению о взаимосвязанности и целостности природно-ресурсных систем — как на суше, так и в море. Эффективно, устойчиво осваивать можно лишь все территориальное и акваториальное сочетание природных ресурсов определенного региона — на основе их общенародной собственности. Поэтому первый путь тупиковый. Это уже понимают и в некоторых странах "цивилизованного" Запада, в том числе отдельные крупные ученые и даже сами капиталисты.
— Какая существует альтернатива, то есть, второй вариант?
— Устойчивого долгосрочного социально-экономического развития — с обеспечением высокого уровня жизни для всех слоев и групп населения и достижения гармоничных отношений с природной и природно-ресурсной средой.
Это можно сделать только на научной основе — с учетом и использованием всех достижений естественных, технических и общественных наук. Именно на их основе необходимо построить многоуровневую модель будущего нашей страны с охватом населения, экономики и природы. В ее основе — формирование максимально самодостаточной экономики, базирующейся в основном на кооперативной, народной собственности — как исторически наиболее прогрессивной.
Разумеется, при этом могут сохраняться частные предприятия в сфере малого и среднего бизнеса — обслуживании населения, торговле, перевозках. Но в целом следует формировать планомерно развиваемую социально-экономическую систему на основе детальных расчетов, оценок и моделирования вариантов развития всех подсистем — от отдельных предприятий, компаний, поселений до районов с их расчетными структурами природопользования и страны в целом.
Важнейшей задачей государственного управления должен стать поиск таких оптимальных моделей — образов будущего, их оценки, обсуждение и утверждение в виде плановых документов, а затем — слежение за их реализацией. Конечно, будет возможна и необходима определенная текущая корректировка таких моделей. Это должно становиться одной из основных функций государственного управления как на федеральном, так и на региональных и муниципальных уровнях.
— Расскажите про важнейшие мероприятия, которые предстоит осуществить? Как они помогут стране выживать в условия санкций?
— В условиях чрезвычайных обстоятельств необходимо выполнить расчеты и оценки важнейших для страны производственно-экономических цепочек с обоснованием размещения всех недостающих, в том числе, импортозамещающих звеньев в России. Необходимо провести полную национализацию предприятий и компаний военно-промышленного комплекса. Провести вариантные расчеты потенциалов продовольственной безопасности регионов России, в том числе — при тех или иных возможных изменениях межрайонных и внешних связей.
Уже в настоящее время необходимо установить предельные торговые наценки на продовольственные и потребительские товары, например, до 15%. Важно существенное снижение внутренних цен на энергоносители, в том числе — газ, нефтепродукты, электроэнергию. Это позволит резко повысить конкурентоспособность практически всех отечественных товаров и услуг, в том числе, на внешних рынках. Для стабилизации экономики целесообразно создать народный фонд устойчивого развития из добровольных взносов граждан. Большие взносы в него могли бы внести и российские миллиардеры и миллионеры.
В последующем целесообразна национализация природных ресурсов и формирование в реальном секторе экономики крупных компаний, в том числе сетевых, на основе кооперативной народной собственности — долевой собственности всех реально работающих в них.
Целесообразно ввести запрет на всевозможные офшоры. Регистрацию предприятий и компаний необходимо разрешить только по месту их фактической деятельности — там, где они реально используют природно-ресурсный, человеческий и инфраструктурный потенциал. Вполне понятно, что здесь они и должны оставлять соответствующие налоговые платежи, и — работать на развитие своего региона. При этом следует достигать высоких уровней замкнутости, прежде всего, в пределах страны основных производственно-технологических цепочек — от добычи природных ресурсов до их глубокой, комплексной переработки и получения готовой конечной продукции. Это в целом позволит получать в стране максимальную добавочную стоимость и обеспечивать национальную экономическую безопасность. При этом более активно будет развиваться внутренний рынок и расти благосостояние граждан.
— В своих научных трудах вы постоянно говорите о необходимости стратегического планирования?
— Его надо ускоренно развивать. Во-первых, это планирование, выходящее на долгосрочную перспективу, например, 5, 10, 15 лет, а во-вторых, охватывающее все предприятия и компании реального сектора экономики, а далее — поселения, муниципальные районы, субъекты РФ, макрорегионы, и страну в целом.
В процессе такого планирования необходимо рассчитывать и оценивать различные варианты развития и на основе лучшего варианта строить перспективную модель от предприятия, поселения до района и страны. Только на подобной планомерной основе возможно достижение устойчивого долгосрочного развития России.
Необходим специальный, постоянно работающий орган стратегического планирования, возможно, в рамках Министерства экономического развития, с региональными подразделениями.
— Почему, по вашему мнению, именно в нынешней военно-политической обстановке, в условиях проведения СВО, необходимы экономические преобразования?
— На переход России на новый путь развития, кроме всего прочего, нас направляют нынешние чрезвычайные обстоятельства и обнажившееся существо глобального капитализма. А лучше он уже не станет. Представляется, что такой разворот России может показать и всему человечеству новый, действительно гуманистический образ будущего и пути его достижения