Тарифы за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) предложено устанавливать на пять лет — соответствующий законопроект разработала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Согласно документу, ставки на год вперед будут определяться до 20 декабря, сообщает ИА PrimaMedia. Нововведения носят скорее технический характер — с точки зрения потребителей и динамики роста тарифов ничего не изменится.
С 2013 года коммунальные тарифы в России индексируются раз в год с 1 июля. В 2019 году индексация тарифов была двухэтапной в связи с повышением ставки НДС с 18% до 20%. С 1 января 2019 года тарифы увеличились на 1,7%, с 1 июля — на 2,4%. С 2020 года индексация тарифов ЖКХ происходит один раз в год с 1 июля.
На сегодняшний день тарифы ЖКУ устанавливают органы местного самоуправления на основании независимой экспертизы обоснованности затрат. Как пишут "Известия", законопроект предполагает рассчитывать стоимость коммунальных услуг четырьмя методами. Это единый метод сравнительного анализа (эталонных расходов) на ЖКХ, метод экономически обоснованных расходов, метод индексации, а также метод доходности инвестиционного капитала. При этом в документе предусмотрено, что потребители смогут рассчитать и определить правильность тарифа.
Как говорится в пояснительной записке ФАС, регулятор фиксирует большое количество жалоб из-за разногласий между гражданами, управляющими компаниями и коммунальщиками. Нововведение должно снизить их число и сделать расчет тарифов более прозрачным.
Но с точки зрения потребителей и динамики роста тарифов ничего не меняется — тарифы будут расти в рамках устанавливаемого для региона индекса платы граждан, а в случае реализации масштабных инвестиционных программ — выше инфляции на период от трех до пяти лет.
"Это не значит, что будет установлен один тариф на пять лет. Нет. Тарифы будут дифференцироваться и так же расти. Однако сейчас поставщики ресурса вынуждены каждый год ждать новый тариф и не могут прогнозировать свою деятельность в долгосрочной перспективе. Предлагается же сразу на пять лет вперед расписать как будет расти тариф. И у компании будет как минимум пять стабильных лет, где всё будет прогнозируемо", — объяснил руководитель практики в сфере коммунального хозяйства, энергетики и управления недвижимостью московской коллегии адвокатов "Арбат" Сергей Сергеев.
Вице-спикер Совфеда Галина Карелова ранее заявилп, что регионы отмечают низкий уровень технической оснащенности управляющих компаний, непрозрачность формирования стоимости ЖКУ, отсутствие единых стандартов по управлению и обслуживанию многоквартирных домов.

Партнером российского бизнесмена выступает японская компания Arai Shoji Co. Ltd
"Мы провели опрос и, по результатам информации, поступившей из 73 регионов, обратили внимание на ряд проблем, которые не позволяют сделать эту сферу современной и высокоэффективной", — сказала сенатор в ходе заседания Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при СФ (цитаты по РИА Новости).
Карелова отметила, что отсутствие единых стандартов по управлению и обслуживанию многоквартирных домов затрудняет государственный, муниципальный и общественный жилищный контроль. Низкий уровень мотивации управляющих организаций к снижению затрат, повышению энергоэффективности и внедрению новых технологий приводит к снижению качества предоставляемых услуг. "Неразвитость цифровизации сферы управления многоквартирными домами снижает возможности для собственников проводить электронные голосования и пользоваться электронными сервисами", — пояснила она.
Кроме того, непрозрачность формирования цены и перечня работ по управлению и обслуживанию многоквартирного дома для собственников помещений "приводит к необоснованному росту платы граждан за предоставляемые услуги, в том числе в связи с получившей широкое распространение практикой заключения подрядных и даже субподрядных договоров со сторонними организациями", — отметила Карелова.
Среди проблем, озвученных регионами, — недостаточная профессиональная подготовка руководителей и сотрудников управляющих организаций, а также низкий уровень технической оснащенности таких организаций, уточнила она. "В целом, на мой взгляд, основная проблема, что у нас нет единого субъекта, который занимается организацией и контролем, и в целом пониманием, какими должны быть модели управления на уровне региона, муниципального образования", — сказала парламентарий.
Карелова отметила, что актуальность этих проблем была отмечена и на заседании Президиума Госсовета. Сенатор особо остановилась на комплексе проблем, связанных с непрозрачностью для собственников жилья процесса формирования цены и перечня работ по управлению и обслуживанию многоквартирного дома.
"Несбалансированность размера платы собственника за жилищные услуги и их качество приводит к недовольству жителей. Считаю важным ускорить работу по обеспечению взаимодействия государственной информационной системы по жилищно-коммунальному хозяйству и региональных информационных систем", — сказала она.