Во Владивостоке завершился 9-й Дальневосточный МедиаСаммит (12+), ставший прорывным событием региона по всем информационным фронтам, а также пространством диалога и местом выработки решений для представителей власти, общества, бизнеса и СМИ . За два дня — 9 и 10 июня — площадки мероприятия посетили более четырех тысяч гостей. 35 различных секций, 25 федеральных экспертов, более 10 ключевых дискуссий, в том числе, пленарное заседание, где высокопоставленные участники закрепили генеральную линию страны — разворот на Восток, и Дальний Восток, как ту самую архимедову точку опоры, через которую это движение можно и следует проводить с наибольшей эффективностью.
Но МедиаСаммит — это еще и лаборатория смыслов и практик для информационных индустрий: креативных, контентообразующих, традиционных и новых медиа. Чем запомнился 9-й Дальневосточный МедиаСаммит — в обзорном материале ИА PrimaMediа.
Старт из всех орудий
В этом году Дальневосточный МедиаСаммит (12+) имел подчеркнуто прорывной характер, замеченный как заместителем председателя правительства Российской Федерации — полномочным представителем президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрием Трутневым, так и официальным представителем МИД РФ Марии Захаровой, выступившей с видеообращением на стартовой и задающей тон всему мероприятию секции "Информация — оружие XXI века" (12+).

9-й Дальневосточный МедиаСаммит стартовал с секции, посвященной информационным войнам
"По сути, против нашей страны государствами так называемого коллективного запада осуществляется не имеющая аналогов по масштабу и интенсивности информационная агрессия, подчеркнула Захарова. — Практически ликвидировано присутствие российских СМИ в этих псевдодемократиях. А крупнейшие мейнстримные медиа в одночасье мутировали в рупоры антироссийской пропаганды".
Она назвала повестку саммита актуальной и обратила внимание, что освещение российской позиции на западе сейчас активно подавляется, но благодаря таким площадкам, как МедиаСаммит, информационную блокаду удаётся прорвать. По словам Захаровой, Дальневосточный МедиаСаммит — один из главных профильных форумов макрорегиона, представляющий возможность журналистам, представителям пресс-служб, власти и общественных организаций обмениваться опытом и взглядом на острые вопросы.
"Идем на Восток"
Умение преодолевать невзгоды и использовать их себе на пользу (что соответствует восточному духу), неминуемый и долгожданный разворот России на Восток и Дальний Восток, как точка приложения сил в этом движении — вся эта "восточная" триада нашла отражение на МедиаСаммите-2022 и, в частности, в его главном событии — пленарном заседании "Дальний Восток: время перемен и новых возможностей" (12+), в котором приняли участие Юрий Трутнев, глава Минвостокразвития Алексей Чекунков и губернатор Приморья Олег Кожемяко.
Добавим, что Дальневосточный МедиаСаммит-2022 стал частью форума ProДФО (серия уникальных онлайн-форумов, которые объединяют представителей власти, экспертов и СМИ и жителей регионов ДФО), организованного аппаратом полномочного представителя президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, Министерством развития Дальнего Востока и Арктики, а также НКО "Фонд развития социальных инициатив".

В пленарном заседании приняли участие Юрий Трутнев, Алексей Чекунков и Олег Кожемяко
Неудивительно, что дискуссия началась с обозначения главных вызовов нового времени. Юрий Трутнев подчеркнул, что изменившаяся международная ситуация не отразилась на главных приоритетах в области развития ДФО. Он дал краткий анализ текущей ситуации.
"Что касается санкций: у нас не изменились основные цели. Мы каждый день встречаемся с инвесторами, не знаю ни одного инвестпроекта, который бы остановился. Есть определенные трудности с задержкой в поставке оборудования или есть проекты с участием иностранных банков. Это дает задержки на полгода, иногда на год. Не более. Остановки проектов нет. Эту задачу мы будем продолжать реализовывать", — подчеркнул полпред.
Вторая задача — улучшение жизни людей — также не испытывает проблем с остановками. Более 100 млрд рублей проинвестировано на школы, больницы, детские сады на Дальнем Востоке. Работы здесь еще очень много.
Появились новые вызовы. На первом месте вопросы с развитием транспортных коридоров. Восточный полигон не справляется с нагрузкой, потому что вся Россия в своем экономическом развитии развернулась на Восток.
Еще один вопрос — это локализация. Очень много продукции, которая нужна России — самолеты, суда строились с зарубежными двигателями.
"Но здесь даже есть положительный момент — научимся что-то делать сами. У нас выхода нет, самолеты должны летать, суда — ходить по океану", — прокомментировал Трутнев.
Также полпред анонсировал новые меры поддержки для дальневосточного бизнеса
"Мир вокруг нас не спит. Целый ряд министерств и ведомств разработали собственные преференциальные программы, что улучшило условия в целом по стране, а нам надо, чтобы ДВ был самым привлекательным. Новый шаг по новым преференциям для бизнеса мы обязательно в этом году сделаем. Для всех видов бизнеса. Помогать надо всем", — заключил Юрий Трутнев.
Последняя фраза вызвала в переполненном зале аплодисменты.
Алексей Чекунков подчеркнул, что санкционное давление недружественных стран дало стране новые возможности. В качестве примера он указал на, пожалуй, самую чувствительную в этом плане отрасль — авиацию. Так, по словам министра, текущие ограничения, с которыми столкнулась авиаотрасль, не повлияют на работу Единой дальневосточной авиакомпании.
"Все делается для того, чтобы и частота перевозок, и 36 социальных новых рейсов обслуживались, как должно, — подчеркнул он. — Вы знаете, что Единая дальневосточная авиакомпания подписала соглашения о 45 новых судах российского производства. В этом, в частности, была важная цель ее создания. В этом году первые суперджеты должны поступить в парк "Авроры". Мы разворачиваем производство легкомоторного самолета. Также будут использоваться ИЛы, идет большая работа по вертолетной авиатехнике. Стоит задача сместить сроки в сторону сокращения. Быстрее замещать российской техникой авиакомпании. Чтобы заместить, например, компонентную базу двигателей, требуется время. Но по двигателям мы график, в общем, опережаем. Пока сдвигов на отставание нет. И сегодня все рейсы исполняются".
Демографическая ситуация и утечка людей с Дальнего Востока — тема, без обсуждения которой не обходится, наверно, ни один МедиаСаммит. Этот год — не исключение. Губернатор Олег Кожемяко в ответ на "чемоданный тренд", рассказал, что в Приморье люди стремились во все эпохи.
"Дальний Восток большой. Где-то в летний период могут работать рыбопромышленники, недропользователи и так далее. Наверно, нет смысла нести там большие затраты на содержание городов и поселков в зимний период, — отметил губернатор. — Здесь не надо уповать на то, что население убывает или нет. Вопрос в том, что мы недостаточно хорошо раскрыли потенциал. Даже Приморья. Ведь здесь в разные эпохи создавались и рушились многие государства. И чжурчжени здесь были, и корейцы, и китайцы, о чем свидетельствует множество археологических памятников. Да что там, Чингисхан заходил в Приморье. О чем это говорит? Все издревле стремились осваивать эту территорию. Может быть, дело в том, что мы сейчас недостаточно показываем преимущества нашего края, его красоты. Многие люди приезжают сюда и влюбляются в наш край. Поэтому, помимо создания условий экономических и социальных, надо не забывать хорошо подавать Приморье".
Писатель Сергей Лукьяненко на пленарном заседании Медиасаммита-2022 высоко оценил местных авторов и литературную Премию "Дальний Восток" им. В.К. Арсеньева. Он рассказал Юрию Трутневу, Алексею Чекункову и Олегу Кожемяко о планах проводить на ДВ литературные курсы и помогать вписывать дальневосточную литературу в литературу всей страны.

Сергей Лукьяненко на пленарном заседании МедиаСаммита-2022. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
"Не буду хвастаться, но премию Арсеньева придумали мы, — заметил на это Юрий Трутнев. — Каждый год с удовольствием участвую в подведении ее итогов. В целом считаю очень важным культуру, литературу. Если говорить о культуре. Давайте позагибаем пальцы, сколько культурных учреждений открывается на ДВ по инициативе Владимира Владимировича Путина. Владивосток становится культурным центром даже не масштаба ДВ, а масштаба страны. Даже по именам тех людей, которые здесь работают, можно сказать, что это уже далеко не культурная провинция", — отметил полпред.
Литературный Восток
Именно на МедиаСаммите-2022 огласили состав жюри нового сезона Премии "Дальний Восток" им. Арсеньева. Оценивать произведения конкурсантов будут лауреаты общероссийских премий из Санкт-Петербурга, Сибири, Урала, Дальнего Востока и Москвы, сообщает ИА PrimaMedia.
"И поверьте мне, это имена все очень звучные и очень интересные. Имена первой величины в русской литературе", — отметил куратор Премии Вячеслав Коновалов.
В состав Малого жюри (которое рассматривает длинный список претендентов и формирует шорт-лист Премии) вошли:
Даниэль Орлов — российский писатель, издатель, член российского союза писателей Санкт-Петербурга, президента Фонда "Русский текст", председатель оргкомитета "Большого фестиваля малой прозы";
Анастасия Смурова — российский издатель и литературный обозреватель, генеральный директор издательского дома "Городец";
Александр Пелевин — поэт, лауреат премии "Нацбес-2021", писатель-фантаст, редактор;
Алексей Колобродов — литературный критик, писатель и журналист, член жюри премии "Нацбес", лауреат премии имени Артема Боровика;
Сергей Соловьёв — директор Научной библиотеки ДВФУ, литературовед и преподаватель.
В состав Большого жюри вошли:
Михаил Тарковский — российский писатель-прозаик и поэт, лауреат премии журнала "Наш современник", лауреат премий сайта "Русский переплет" и "Ясная поляна".
Павел Крусанов — российский писатель, прозаик, журналист, главный редактор издательства "Лимбус Пресс", лауреат премии журнала "Октябрь".
Анна Матвеева — журналист, редактор, писатель, лауреат премии "Урал" и других премий.
Юрий Ничипуренко — детский писатель, ученый биофизик, доктор физико-математических наук, главный редактор детского сетевого журнала "Пампасы".
Владимир Семенчик — журналист, член Союза писателей России, член Международного ПЕН-клуба, лауреат премий "Парус" и "Дальний Восток", Общенациональной горьковской премии и других.
Председателем жюри нового сезона Премии, как ранее сообщалось, стал писатель, литературовед и литературный критик Павел Басинский.
"Для меня большая честь возглавить жюри Премии Арсеньева, и вот почему: для меня имя Владимира Клавдиевича Арсеньева — дорогое имя, потому что его книги "Дерсу Узала"(12+) и "Сквозь тайгу"(12+) — это любимые книги моего детства. Я, как и все подростки моего времени, увлекался Фенимором Купером, Майн Ридом, Стивенсоном… разного рода приключенческой литературой. И "Дерсу Узала" я читал как старую приключенческую литературу. Литературный герой Дерсу — невероятно пронзительная фигура. Я буквально плакал, когда Арсеньев взял Дерсу в город, а тот не смог жить в незнакомой среде и уходит. Для меня это великая литература, а Арсеньев — потрясающий мастер слова", — заявил на круглом столе Павел Басинский.
Коммуникация в режиме win-win
Стоит отметить, что первый заместитель полномочного представителя президента в ДФО Григорий Куранов не только стал экспертом Круглого стола Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В.К. Арсеньева, но и принимал активное участие в качестве спикера в ключевых секциях МедиаСаммита. В том числе, в сессии "Цифровой потенциал Дальнего Востока" (12+).

Григорий Куранов. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
Следует отметить, что Григорий Куранов — один из редких высокопоставленных чиновников, которые не просто понимают важность выстраивания прямого, открытого диалога власти с обществом и СМИ, но и активно этот диалог строят. И на этот раз участие Григория Куранова придало коммуникационным площадкам необходимую смысловую глубину и многогранность. Стоит заметить, что информационная политика полпредства носит проактивный характер. И Дальневосточный МедиаСаммит здесь играет роль мощного рычага.
Нынешняя ситуация высвечивает ценность коммуникативных навыков, умения среди представителей власти находить нужные слова и площадки, где эти слова отзовутся с наибольшим резонансом и попаданием в аудиторию. Дальневосточный МедиаСаммит закрепил за собой статус такой площадки. Присутствие на нем политиков и чиновников первой величины создало ситуацию win-win.
Диалог с регионами
Кстати, о проактивности. Уже второй год подряд участие в МедиаСаммите принимает АНО "Диалог Регионы". Если МедиаСаммит — коммуникативная площадка, то АНО "Диалоги" — коммуникативная структура. Здесь также наблюдаем взаимовыгодное проникновение. Потому что обмен опытом, как удается наладить связи с обществом, как в этом помогает "цифра" и как за этой "цифрой" не проглядеть конкретного человека с его проблемами — необходимая функция и полезный кейс.
На ключевой сессии "Цифровой потенциал Дальнего Востока" представители АНО "Диалоги" обсуждали цифровые компетенции чиновников (была презентована образовательная программа, подготовленная АНО "Диалог Регионы", ДВФУ). Работа с запросами населения: от двора до округа, как изменилась структура работы с запросами населения за год: от комментария в соцсети до "лички" губернатора. Анонсирован старт спецпроекта "Госпаблики ДВ 2.0." и многое другое.
"В этом году мы выступили в рамках сессии "Цифровой потенциал Дальнего Востока" (12+), а также провели ряд закрытых семинаров для госслужащих Дальнего Востока. Важно, что на площадке всегда есть возможность прямого общения между экспертами и участниками. Форум собирает ведущих экспертов страны и практиков в области медиа всех уровней и представителей органов власти. Такой качественный состав участников позволяет обсудить и разобрать много медийных кейсов. Особая благодарность Дальневосточному федеральному университету за организацию мероприятия, уверен, что созданная между университетом и АНО "Диалог Регионы" образовательная программа, расширит кадровый потенциал Дальнего Востока в сфере диджитал", — прокомментировал заместитель главы АНО "Диалог Регионы" Вадим Никишин.
"Молодетская" политика
Из нового и актуального — на МедиаСаммите-2022 был подготовлен "детский блок" — ряд мероприятий для юных журналистов и блогеров TeenMedia (12+).
Что такое "цикл знаниевой жизни", какие в этот период риски нефильтрованного интернета угрожают медиактивному подростку, как в условиях острой конкурентной борьбы информации за внимание аудитории распознать фейки и какие есть безопасные метальтернативы — эти и другие вопросы обсудили на площадке Дальневосточного МедиаСаммита-2022 в рамках блока мероприятий для юных журналистов и блогеров TeenMedia, сообщает ИА PrimaMedia.
Эксперты обратили внимание на ускорение потреблении информации. Цифры статистики свидетельствует, что только 1-2% длинных текстов дочитывают до конца. А директор Детского издательства "Кэскил" Ольга Семенова подняла проблему завоевания внимания детей и подростков сомнительным контентом из интернета, отвлекающего от познавательных целей. В этом году издательство запускает на платформе электронного дневника новый продукт, который на 50% будет идти параллельно со школьной программой по истории и географии, 30% контента будет выпускаться на родном языке о своем регионе и 20% планируется оставить для краеведческого контента соседних регионов. Создается определенная метавселенная отфильтрованного контента. Участок безопасного и интересного интернета, где подростку из Якутии было бы интересно узнать, чем, например, живет его ровесник из Приморья. Семенова попросила помочь в производстве контента гостей секции.
Предложение заинтересовала аудиторию. Тематика проекта совпала с контентом медиакружка суворовцев, у которых уже накопились краеведческие видеоматериалы об известных приморцах, военачальниках и в том числе об В.К. Арсеньеве. Суворовцы и их руководители пообещали завалить краеведческим контентом якутскую редакцию.
Сегодня в кислотной интернет-среде ребенку важно иметь защиту, критическое мышление, чтобы не обжечься о небезопасный информационный токсик. Да и цифровую гигиену никто не отменял. Государство бросает огромные силы на то, чтобы уберечь умы подрастающего поколения. Но движение, как мы видим, есть и снизу.
Смыслы МедиаСаммита: "цифра" и креатив
МедиаСаммит имел смысловую и практическую плоскости. Раскроем первую из них. О чем фундаментально говорили эксперты и участники мероприятия?
Во-первых, о том, что эра цифровых технологий уже наступила. "Цифра" проникает в жизнь людей повсеместно, меняет старые и формирует новые привычки и качественно иные принципы нашей жизни, создает новые возможности, но и новые риски. Внедрение цифровых инноваций делает жизнь более комфортной. Государство и бизнес заинтересованы в привлечении внимания общества к цифровым технологиям, к их широкому применению. Какую роль в этой повестке играют средства массовой информации — этот и другие вопросы обсудили в ходе дискуссии "Цифровой контент: запрос аудитории и ответ СМИ" (12+).

Дискуссия "Цифровой" контент: запрос аудитории и ответ СМИ" собрала экспертов в области СМИ и телекоммуникаций
"Еще 30 лет назад люди легко обходились без Интернета и сотовой связи, и это было нормальной реальностью. Но цифровая эра, которая пришла в конце ХХ века, поменяла телекоммуникации и связь и быстро, и фундаментально. Кардинальные изменения в этой области происходят каждый год. "Ростелеком" не только оператор связи, мы — компания, создающая цифровые сервисы и цифровые продукты. Сегодня главную цель мы видим так: "Ростелеком" — цифровой партнер для населения, бизнеса и государства. Для того, чтобы не только слушать, но и слышать друг друга (клиентам — нас, нам — клиентов), безусловно, нужен посредник-партнер. Такими партнерами становятся медиа, которые умеют понятно и доступно доносить информацию о цифровых технологиях и сервисах, — сказал вице-президент, директор Приморского филиала ПАО "Ростелеком" Андрей Карташов.
По мнению директора по развитию региональной сети медиахолдинга PrimaMedia Игоря Черного, "потребность на цифровую информацию надо формировать".
"Сама по себе она не возникает. Читатели не обязаны знать о том, что где-то появились новые технологии, новые гаджеты, имеющие новые функции. Вопрос о создании цифрового контента я бы разделил на две части. С одной стороны — создание необходимого контента, с другой стороны — его дистрибуция, доставка до читателя... Но создание специального контента — не задача для массовых СМИ (для них это очень дорогое удовольствие). Прежде всего, нужно описать технологические вещи, а для этого у журналиста нет ни времени, ни возможности для глубокого погружения в тему. Затраты на производство такого контента никогда не окупятся, потому что аудитория у такого контента достаточно узкая, — высказал свою точку зрения Игорь Черный.
И тут возникает потребность в специализированных, нишевых СМИ, которые разбираются в технологиях, у которых есть достаточно компетентные авторы. Массовые СМИ способны только распространять цифровой контент. И они готовы донести его до читателя и зрителя, но создать его должен кто-то другой. И здесь повышается роль PR-служб, маркетинговых отделов телекоммуникационных и ИТ-компаний, которые имеют желание достучаться до потребителя.
Блогер из Хабаровска Юрий Золотарев (в онлайне) выразил уверенность, что цифровой контент по силам любому ресурсу, пусть даже самому маленькому, и даже блогеру. Всё зависит от подачи.
"Конечному потребителю важно узнать, какое удовольствие и какую пользу он получит от обладания тем или иным устройством. Специалист может использовать ресурс как некий мостик для передачи нужной информации", — сказал хабаровский блогер.
Нужны ли бизнесу рекламные баннеры или это уже старомодно? Нужна ли медийная поддержка бизнесу сегодня? Почему маркетологов больше не стоит нанимать? Эти провокационные темы поднимали участники дискуссии "Роль медиа в бизнес-модели экосистемы" (12+) — основатель сети магазинов "Первый" Мария Саух и совладелец компании ООО "ДНС Групп" Дмитрий Алексеев.
"Если компания молодая, роль медиа в экосистеме бизнеса огромна. Я рассматриваю это на примере своей компании. В принципе, и сейчас роль медиа у нас остается большой, но она уже больше имиджевая. Дальше дело не только в медиа, но и в работе самой компании. Медиа — точка контакта потенциального потребителя и условно компании, место, где нас ищут, находят и как о нас в принципе узнали", — рассказала Мария Саух.
Идею важности медиа сегодня поддержал и Дмитрий Алексеев, однако, в своем понимании медиа как продукта современной цифровой эпохи.
"Знаете, в чем разница информационной эпохи от доинформационной эпохи? В том, что никакого отдельного медиа не стало, у нас все теперь медиа. Когда я еще писал в соцсетях, это и было медиа. Люди больше доверяют людям. Раньше, чтобы достучаться до других людей, надо было прийти в газету, повесить рекламный щит. В современном информационном мире это закончилось, нет никаких посредников. Точнее они есть, но их значение снижается. На первый план выходит человек. Поэтому люди проецируют: "ДНС" — это Алексеев, хотя это не правда. "Тесла" — это Маск, "Первый" — Саух. В этом случае медиа — это сама Мария, которая ведет свой блог", — объяснил Дмитрий Алексеев.
По его мнению, "есть целая область деятельности в современных компаниях, которая еще далеко не отрефлексирована. Мы уходим от маркетинга в чистом виде, реклама тоже не имеет большого смысла, имеет смысл коммуникация: профессиональная и личная. По-хорошему надо создавать отдел коммуникаций". Сейчас не надо приходить к бизнесу и говорить, что вы хотите быть маркетологом или рекламщиком, надо говорить: "Мир изменился, все не так. Я вам выстрою правильные коммуникации", — заявил Дмитрий Алексеев.
Подход творческий, индустриальный
Большим направлением 9-го МедиаСаммита стали креативные индустрии. Это было заметно по сессии "Локальная идентичность региона: подходы и инструменты территориального развития" (12+). Философское и широко трактуемое название было переосмыслено участниками на прикладной, узконаправленный лад. Акцент от вопроса "зачем" был переставлен на вопрос "как". В частности, в ходе мероприятия обсуждались разные стороны того, как можно использовать образ региона на пользу его жителям.
Модератор дискуссии, руководитель проекта "Киберателье и креативные индустрии Приморского края" (реализуется под кураторством заместителя председателя правительства Приморского края Николая Стецко) Наталья Карпова предложила участникам дискуссии обсудить идентичность региона прежде всего как "ресурс, который нам может что-то дать". В качестве примера Наталья привела видеоролик с креативной рекламой. Здесь активно использовали символы Приморья — такие, как амурский тигр, например. Некими ориентирами, на которые стоит равняться Владивостоку, Карпова определила центральнороссийские города (Самара, Калуга), где локальная идентичность была успешно использована на практике.

Наталья Карпова. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
"Существуют идеи, которые объединяют жителей, — пояснила модератор. — В то же время, при наличии своего имиджа территории мы привлекаем креативных предпринимателей, молодых людей, которые в дальнейшем конструируют свою реальность".
На полях МедиаСаммита состоялся бизнес-баттл "Золото и нефть" Приморского края: будущее креативного молодежного предпринимательства" (12+). По итогам баттла выяснилось, из каких слов складывается "единое пространство креативной экономики".

Бизнес-баттл на полях 9-го Дальневосточного МедиаСаммита. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
Внешние условия для ее функционирования: стабильность, кастомизированность, клиентоориентированность, качественность, высокая оплата труда, глобальность, экологичность, известность, мультикультурность. Компания должны обладать следующими качествами: гибкая, синергетичная, проявленно-перспективная, мультиязыковая, этичная. Продукт же должен быть — актуальный, прибыльный, развивающий Приморский край, кастомизированный, общедоступный.
Мастерская МедиаСаммита
Традиционное направление МедиаСаммита — обмен опытом и знаниями, — никто не отменял. Поэтому были организованы лекции и мастер-классы по самым актуальным навыкам и нишам. Главный редактор Russia Beyond Всеволод Пуля раскрыл секрет удачного сторителлинга — как удержать внимание читателя, что нужно для хорошего текста, поста, заголовка?

По словам главного редактора Russia Beyond Всеволода Пули, в хорошем тексте читателю нужны эмоции
Эмоции всегда превалируют над цифрами и фактами. Какими бы кричащими те не были сами по себе, без усиления чувствами они эффекта не произведут. Или произведут мало. Или не тот, что планировался вообще. Эмоциональный контекст важен тут не менее смыслового или исторического.
"Сегодня люди могут с помощью одних лишь смайликов в мессенджере рассказать, куда отправятся в отпуск", — отметил Всеволод Пуля. Таким образом, можно апеллировать к любому человеку, вне зависимости от пола, возраста или языка, используя только эмоции.
О том, как правильно представить свой бренд, создать ему узнаваемое имя и эффективно продвинуть проект рассказала директор Академии коммуникаций WordShop Светлана Майбродская. Многие из ее лекции впервые услышали о существовании "неймеров" (людей с практически адамическим функционалом — называть вещи правильно). Вкупе с вербальной айдентикой и дескриптором. Многие впервые осознали экзистенциональную важность этих элементов в продвижении любого проекта.
О том, как бюджетно снять интересное видео, которое будут смотреть миллионы, в рамках мастер-класса "Видео-контент большого формата: тренды, подача и площадки размещения" (12+) рассказал автор фильмов для "Первого канала", редактор и сценарист телеканала РЕН ТВ Алексей Анисимов. В его "копилке" несколько серьезных картин, снятых для крупнейших телеканалов, и более 30 млн просмотров. А ведь образование у него — учитель биологии и химии. Судьбоносный кульбит от учителя до успешного и востребованного режиссера — уже сам по себе интересный кейс.
Столь же прикладной характер имел мастер-класс от московского клипмейкера Гоши Вишну, который собрал полный зал слушателей. Спикер рассказал, как создать выигрышный видео-продукт с нуля, и не только в столице. Напомним, что за плечами Георгия Вишну работы с крупнейшими современными артистами России. Среди них Джиган, MNOGOZNAAL и другие. Слава к Гоше пришла после клипа с Фараоном (прим. ред. — Pharaoh) "Дико, например" (18+). Интересно, что известный клипмейкер сделал прогноз — по его мнению, в будущих музыкальных клипах навязчивую триаду рэперской успешности "деньги, женщины, алкоголь" заменит "русский дух". Режиссер уже штудирует российскую мифологию и готовится к смыслозамещению.

Гоша Вишну. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
Печали печати
Не обошли участники МедиаСаммита и проблемный точки. Сокращение аудитории, рекламодателей и количества типографий, нехватка кадров — об этих проблемах печатных СМИ давно известно. Но ворвавшиеся в Россию санкции принесли с собой новые, вдобавок к старым, вызовы для газетчиков. Чем "дышат", на что надеются и о чём "кричат" редакции с вековой историей, рассказали на секции "Российская пресса: вызовы и ответы" (12+).
Постоянный гость мероприятия — главный редактор журнала "Журналистика и медиарынок", секретарь Союза журналистов России, председатель экспертного Совета ежегодного конкурса "10 лучших газет России" (12+), кандидат филологических наук, лауреат премии "Золотое перо России" (16+) Владимир Касютин уверен, что присутствие муниципальной и региональной прессы в Telegram (12+) — обязательно, несмотря на небольшое количество подписчиков. Особенно в период, когда номенклатура социальных медиа, дававших "бумаге" дополнительный охват и заработок, существенно сжалась.
Общая государственная поддержка печатных изданий составляет около 500 млн рублей на 3,5 тысяч получателей. Руководитель отдела маркетинга приморского филиала "Российской газеты" Константин Бахирев поддержал разговор о государственной поддержке и способах её получения: "Суеты много, денег мало". Но всё-таки этот инструмент существует, и им нужно пользоваться, уверен эксперт.
А таких условиях редакции вынуждены ужиматься, но не во вред качеству. Главный редактор информационного комплекса "Пульс — Северное Приморье" Жанна Чикризова поделилась своей практикой. Журналисты газеты переехали в менее просторное помещение, отказались от стационарных телефонов в пользу мобильных, нашли более выгодный тариф с безлимитным интернетом и стали сами наклеивать марки на письма без переплат на почте. Теперь редакция сохраняет полмиллиона в год.

Дискуссия "Российская пресса: вызовы и ответы". Фото: Фото: ИА PrimaMedia
Среди возможных источников дохода эксперты также назвали сбор средств на проекты на порталах вроде "Силы слова" (12+) или "Планеты" (12+), а также создание околоредакционных некоммерческих организаций с большими возможностями в плане господдержки и упаковка журналистских материалов в книжные издания.
Эксперты о МедиаСаммите: Продолжение следует
Дальневосточный МедиаСаммит закономерно получил широкий охват в информационной среде. За месяц в разных СМИ ему было посвящено более 1200 материалов. Не считая постов в новых и социальных медиа (12+). Участники мероприятия также подчеркнули важность и полезность ведущей коммуникативной площадки дальневосточного региона.
Губернатор Приморского края и спикер пленарного заседания Олег Кожемяко:

Губернатор Приморского края Олег Кожемяко. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
"Медиасаммит притягивает множество журналистов со всего Дальневосточного федерального округа. В этом году на главный журналистский форум приехали более 4 тысяч человек. Ежегодное мероприятие — повод не только познакомиться с новыми практиками работы, но и просто пообщаться с коллегами, хорошо провести время на приморской земле. В этом году мероприятие прошло уже в девятый раз. И я уверен, что эту традицию нужно сохранять и продолжать. Ведь это одна из площадок, где есть прямой диалог власти и медиасообщества. Последние события в стране и мире требуют максимальной слаженности действий в том числе и от представителей средств массовой информации — значимость работы профессиональных журналистов в объективном и правдивом освещении событий сегодня сложно переоценить".
Первый заместитель губернатора Приморского края, курирующий внутреннюю политику, спикер стартовой секции "Информация — оружие 21-го века" Антон Волошко:

Антон Волошко, первый вице-губернатор Приморского края. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
"Мы собираемся в девятый раз. С одной стороны, это стало уже доброй традицией. Но тут важна, мне кажется, другая сторона. МедиаСаммит — это история не про традицию и не про какой-то внешний, умозрительный характер. Сейчас подобная дискуссионная площадка особенно актуальна. Вопросов перед нами становится все больше, и ответы на них нужно искать не только во внешней среде, но и среди нас, в рамках дискуссий, споров, в рамках разговора на равных между представителями СМИ, власти и общества. Внутри нас самих. Я надеюсь, что на часть таких непростых вопросов, которые стоят перед каждым из нас без исключения, на этом мероприятии были даны ответы. Именно для этой коммуникативной, результативной истории мы проводили и будем проводить МедиаСаммит".
Председатель Союза журналистов России, спикер нескольких ключевых секций МедиаСаммита Владимир Соловьев:

Владимир Соловьев, председатель Союза журналистов России. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
"Я всегда стараюсь принимать участие в Дальневосточном МедиаСаммите — это один из лучших в плане организации форумов, на котором важные для сообщества вещи не только обсуждаются, но и происходят. Союз журналистов России, как исследовательский центр журналистики, продолжает собирать информацию о том, что происходит с нашей отраслью. Также, как и в начале пандемии, мы направили в правительство и Госдуму РФ письма со всем комплексом проблем, которые стоят перед нами сегодня. Вы их все знаете. Это и ситуация с бумагой, красками, с программным обеспечением и многие другие. Такие мероприятия, как МедиаСаммит, помогают нам собрать проблематику и направить в центры, где принимаются судьбоносные для отрасли решения".
Председатель Приморского отделения Союза журналистов России, спикер нескольких ключевых секций Виктор Суханов:

Виктор Суханов, председатель приморского отделения Союза журналистов России. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
"Уже стало доброй традицией, что в начале июня медиасообщество всего региона собирается во Владивостоке на Дальневосточный МедиаСаммит. В этом году уже в девятый раз представители средств массовой информации, власти, бизнеса, некоммерческого сектора обсудили на площадке мероприятия актуальные вопросы взаимодействия и основные тренды развития не только медиасферы, но и Дальнего Востока в целом. Не первый год в рамках Дальневосточного МедиаСаммита проходит пленарная дискуссия, в которой принимают участие Полномочный представитель Президента в ДФО Юрий Трутнев, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, губернатор Приморского края Олег Кожемяко. Это отличная возможность для журналистов напрямую задать вопросы и получить на них ответы. Но большая часть секций была посвящена обсуждению профессиональных вопросов: вместе с экспертами гости мероприятия обсуждали ситуацию в печатных СМИ, говорили о монетизации трафика и перспективах регионального телевидения, о сторителлинге, современной фотографии, работе в социальных сетях. Мы очень надеемся, что участники вынесли с мероприятия новые идеи и проекты, которые будут реализованы уже в ближайшее время. Ну а мы, как организаторы, уже начали подготовку к следующему МедиаСаммиту — ведь в следующем году наш форум отметит 10-летний юбилей, поэтому над темами и форматами мы начинаем думать уже сегодня".
Генеральный директор издательской компании "Конкурент" и спикер стартовой дискуссии "Информация — оружие 21-го века" Виктор Старицин:

Виктор Старицын, гендиректор медиахолдинга "Конкурент". Фото: Фото: ИА PrimaMedia
"Медиасаммит является значимым событием для нашей отрасли в Приморском крае — это факт. В медиасфере края заняты тысячи людей и возможность хотя бы раз в году побывать на ярком мероприятии, где можно расширить свою картину мира — огромное благо. И если мне, допустим, уже мало что интересно в этом отношении, то для большинства коллег, особенно медиа-молодежи, как раз наоборот. И я просто раз за них. Пусть у ребят будет возможность ходить, общаться, развлекаться. Кстати, я понимаю объём энергетических затрат организаторов всего этого действа и уважаю их упорство!
Не удержусь от замечания: лично я бы предпочёл видеть медиасаммит более углублённым профессионально, с уклоном в обучающие, а не "тусовочные" форматы, а на первых лиц региона и уж тем более каких-то гламурных блогеров мы можем посмотреть и в других местах".
Основатель издательства "Лютература" и книжных магазинов "Игра слов", писатель и спикер секции "Правовая и этическая ответственность журналиста и блогера" (12+) Диана Лютер:

Диана Лютер. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
"МедиаСаммит я очень люблю. Предыдущие годы я посещала его с точки зрения предпринимателя, а в этом году первый раз пришла как блогер, как представитель медиасферы. Было очень интересно обменяться опытом, мыслями, идеями и ведением будущего. Для меня это было большим интеллектуальным приобретением. Всегда удается получить для себя новую информацию. Те сессии, на которых я была, оказались весьма актуальны. Сейчас многое изменилось и продолжает меняться, мы ищем новые варианты, новые точки взаимодействия, в том числе, со своими клиентами. И на те вопросы, которые у меня возникли, я получила ответы. Меня очень радует наполнение форума профессионалами своего дела. Среди спикеров были те люди, у которых за плечами большой опыт, и поэтому их было очень интересно слушать. Это мероприятие интересно не только для медиасферы региона, но и для владельцев небольших бизнесов, предпринимателей, ведь так или иначе мы взаимодействуем с этой тематикой. Мы доносим информацию о наших мероприятиях и продуктах до людей. Хотелось бы, чтобы на саммите было больше представителей предпринимательского сообщества. Думаю, все бы находили для себя интересные лекции. Нужно понимать, что не у каждого есть штатный маркетолог или человек, который может подсказать, как нужно правильно взаимодействовать с аудиторией".
Координатор секции по информационной политике и контентному анализу при комитете Совета Федерации (Совет блогеров), финалист "Лидеров России", проведшая на полях МедиаСаммита мастер-класс "Эффективная коммуникация органов власти и лидеров мнений: смыслы и ожидания" (12+) Валерия Рытвина:

Валерия Рытвина. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
"Очень порадовало, что на мою секцию, где я рассказывала о выстраивании коммуникации органов власти с лидерами мнений, пришло много чиновников. Было видно, что им это интересно, что они совершенно нормально воспринимают полученную информацию. Для меня было неожиданно, что наиболее восприимчивыми к информации на медиасаммите, оказались как раз они. Обычно моя практика показывала обратное. Обычно они более закрыты к новой информации. Но здесь получилось наоборот. Это очень радует. Довелось познакомиться с губернатором. По итогам саммита мы договорились о том, что приедем еще раз и проведем обучение для Правительства с блогерами моего Совета, дадим мастер-классы о том, как работать с информацией, как вызывать доверие у людей, как снижать социальную напряженность через информационное воздействие и т.д".
Доцент, заместитель руководителя департамента медиа, факультет коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, а также спикер дискуссии "Медиаобразование: трансформация подходов в подготовке специалистов для медиаиндустрии" (12+)Татьяна Магера:

Татьяна Магера. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
"Для меня, как для эксперта, было очень интересно сравнить, что по одной и той же теме говорили в прошлом и в этом году. Я увидела разницу в подготовке спикеров и в том, как меняется медиаобразование, как коллеги стремятся улучшать взаимодействие с представителями индустрии. Я приезжаю не первый год и вижу трансформацию площадки. МедиаСаммит превращается в историю не только про медиа, но и про бизнес, про сопутствующую коммуникацию для госструктур. Это важно и полезно, смотреть не только вглубь себя, но и на то, что делается вокруг медиа, и как медиа, как инструмент и посредник, может быть полезен в разных сферах деятельности. Главное же, что я хочу отметить — очень живая, активная аудитория. Посетители и участники медиасаммита — они жадные до информации, готовы задавать вопросы, просить дополнительные материалы. Это льстит мне, как спикеру. Ты понимаешь, что все делаешь не зря и твоя информация не уйдет в пустоту".
Руководитель Школы НАТ (Национальная Ассоциация Телерадиовещателей, г. Москва) и спикер круглого стола "Проблемы и перспективы развития регионального телевидения" (12+) Елена Макарова:

Елена Макарова на МедиаСаммите-2022. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
"В силу своей деятельности я бываю на большом количестве форумов, саммитов, и в каждом есть своя особенность. Дальневосточный Медиасаммит открыла для себя как мероприятие с потрясающе теплой атмосферой и приморской невозмутимостью. Как человека, работающего 15 лет на региональном ТВ и делающего мероприятия федерального уровня, меня восхитила корректная, лояльная организационная работа команды организаторов.
Мне очень понравилась выбранная локация, насыщенная программа, уровень спикеров, возможность получить максимальное количество полезных контактов. Было приятно встретить как старых, так и новых друзей. Нечасто такое количество топовых спикеров увидишь на одном мероприятии.
Что касается Национальной Ассоциации Телерадиовещателей, то мы в этом году вышли за рамки вашего региона. Мне кажется, что такое событие как Медиасаммит достойно более широких границ".
Медиаэксперт, блогер и гость МедиаСаммита Полина Степаненко так прокомментировала площадку в своем телеграм-канале (12+):

Полина Степаненко и участники МедиаСаммита. Фото: Фото: телеграм-канал Полины Степаненко (12 )
"За последнее десятилетие никто не смог повторить мероприятие подобного уровня для всей блогерско — журналистской а в последнее время и смм-тусовки. И вряд ли сможет. Ибо труд за этим стоит колоссальный (своими руками несколько лет назад делала, знаю). Соглашусь, что не все секции в 100% случаев лично мне были интересны и полезны, ну так я на них и не пошла (в связи с чем посты "секция и спикеры — невысокий уровень" у меня просто отсутствуют)... Видела счастливые лица, видела вдохновленных участников, горящие глаза тоже видела. Экспертов, за которыми в перерывах ходили люди — тоже видела. Красота в глазах смотрящего, не находите?"
Напомним, что Дальневосточный МедиаСаммит — единственная коммуникационная площадка для специалистов СМИ, PR и блогосферы Дальнего Востока. Ключевая цель отраслевого форума — объединение медиасообщества Дальнего Востока для обсуждения и решения актуальных вопросов в сфере массовых коммуникаций Дальневосточного федерального округа.
Организаторами Дальневосточного МедиаСаммита-2022 выступают Некоммерческая организация "Фонд развития социальных инициатив", Правительство Приморского края, Дальневосточный федеральный университет, Союз журналистов России, Приморское отделение Союза журналистов России. Генеральный партнер мероприятия — компания "РусГидро". Официальный поставщик питьевой воды — группа компаний "Славда".
Информацию о подготовке следующего, X Дальневосточного Медиасаммита можно найти на официальном сайте форума медиасаммит.рус. До встречи!